Сотрудники, которые не уйдут к конкурентам: тонкости найма в индустрии красоты
Статья

Сотрудники, которые не уйдут к конкурентам: тонкости найма в индустрии красоты

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Много сложностей возникает у предпринимателей на старте, когда нужно не только решить все организационные моменты, но и подобрать в штат сотрудников. Как и где найти подходящих людей и как потом их удержать, рассказывает наставник бьюти-мастеров, владелица студии красоты Екатерина Малюкина


Закрытый клуб для предпринимателей ДС Премиум

Екатерина Малюкина — наставник бьюти-мастеров, эксперт в области наращивания волос с опытом в профессии более 20 лет, владелица профильной студии, трехкратный победитель международного чемпионата HEG 2022.

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к 1000+ идей для развития бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Какие специалисты нужны и где их искать

От квалификации сотрудников зависит очень многое, поэтому грамотный подбор персонала так важен в индустрии красоты. И речь идет о каждой вакансии в салоне. Ведь отсутствие образования, опыта или должного уровня навыков коммуникации может оттолкнуть клиентов.

Процесс подбора сотрудников — дело кропотливое и требующее основательного подхода. Если нет уверенности в своих силах, лучше воспользоваться услугами специалиста по персоналу.

Прежде всего стоит составить список необходимых работников для салона и подробный перечень требований к каждому соискателю. Начать поиск сотрудников можно через социальные сети и мессенджеры (VK, Телеграм) либо через специализированные площадки (Avito, Юла, HeadHunter, Superjob, Rabota).

Подбор персонала не лишен «подводных камней». Есть несколько категорий соискателей, которых лучше обходить стороной:

  1. «Борцы за справедливость». Постоянно отстаивают чьи-то права, выдвигая самые невероятные требования. Именно эта категория людей «будоражит» весь коллектив, внося напряженность и провоцируя конфликты;

  2. Родственники и друзья. Возможны исключения из правила, но в большинстве случаев сотрудничество с близкими, особенно с позиции начальник — подчиненный, приводит к ссорам. Даже самая крепкая дружба способна обрушиться, как карточный домик, в результате совместной работы родственников или друзей.

💼 Пример из практики
Работа с родственником оказалась не лучшей идеей, потому что человек в определенный момент решил, что семейные связи дают ему возможность опаздывать, самовольно уходить из салона. Какое-то время я терпела и пыталась наладить рабочие моменты, но в конечном счете пришлось уволить человека.

Без какого минимума сотрудников функционирование салона красоты невозможно:

  • мастера — количество варьируется в зависимости от масштаба салона;

  • администратор — как минимум два, чтобы составить сменный график работы;

  • бухгалтер — хотя бы на старте, чтобы избежать ошибок;

  • уборщица.

Затем нужно определиться с алгоритмом отбора подходящего кандидата. Так, для отбора администратора в салон красоты алгоритм будет следующий:

  1. Составить текст вакансии.

  2. Разместить объявление на выбранных ресурсах.

  3. Собрать резюме.

  4. Отобрать наиболее подходящие отклики с учетом опыта соискателей, личных качеств и регалий.

  5. Провести телефонный опрос кандидатов по заранее подготовленному опроснику.

  6. Проанализировать ответы соискателей и выбрать подходящих. На решение здесь влияет множество факторов: манера говорить, тембр голоса, способность развернуто отвечать на вопросы, умение слышать и слушать.

  7. Пригласить на собеседование тех, кто прошел предыдущие этапы.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Непосредственно при первом общении с соискателем важно отметить такие детали, как осанка, ухоженность и опрятность, позы и жесты во время беседы. Зачастую практически сразу становится понятно, подходит ли человек на должность, вольется ли в коллектив. Однако сообщать решение лучше не сразу, а пообещать дать обратную связь в ближайшие дни.

Если же после собеседования есть абсолютная уверенность в выборе, то уже на следующий день можно позвонить кандидату, сообщить приятное известие и пригласить на стажировку.

Дальше начинается процесс адаптации, «притирки». Примерно через месяц становится ясно, насколько стажер обучаем и коммуникабелен.

Чтобы составить о новичке полную картину, необходимо узнать мнение коллектива, прослушать звонки, если это администратор, или понаблюдать за общением с клиентами. Взвесив все, можно принимать решение о трудоустройстве человека.

💼 Пример из практики

Однажды мы искали в салон администратора. Пришла робкая девушка с тихим голосом и ощущением неуверенности в себе, хотя при этом одета была весьма вызывающе. Этот диссонанс испортил о ней впечатление. Дело в том, что администратор должен транслировать уверенность каждым действием, жестом и словом, чтобы в любой ситуации отстоять интересы салона, мастера и суметь разрешить все вопросы.

В результате на должность взяли другую девушку, которая сумела на собеседовании произвести хорошее впечатление. Но практика показала, что она не соответствует требованиям позиции. После этого я снова пригласила на собеседование первую кандидатку, и во второй раз она проявила себя как человек с твердым характером, внутренним стержнем и огромной ответственностью.

Прошло несколько лет, а она до сих пор трудится в моем салоне, и никаких нареканий за это время к ней не было. Случается, что на собеседовании не удается сразу разглядеть бриллиант, поэтому не всегда стоит быть категоричным.

Как мотивировать персонал: материальные и нематериальные способы

Клиенты приходят в салон красоты за эмоциями, поэтому важно все: профессионализм персонала, высокий уровень обслуживания и атмосфера. Добиться этого можно только с надежной командой профессионалов. Рано или поздно перед бизнесменом встает вопрос: «Как удержать кадры?»

Один из основных признаков того, что сотрудник задумывается об уходе — потеря вовлеченности в рабочий процесс. Чтобы этого не произошло, стоит ответственно подойти к созданию продуманной системы мотивации персонала.

Оптимально работает комплексный подход, сочетающий материальные и нематериальные поощрения.

Нематериальные стимулы

Атмосфера в коллективе. Важно слушать и слышать своих сотрудников: получать обратную связь и делать правильные выводы. Компания, где заботятся о персонале, где люди знают и чувствуют, что их труд и вклад ценятся руководством, показывает лучшие результаты.

Не стоит забывать благодарить коллектив за проделанную работу и подчеркивать ценность каждого члена команды. Так формируется командный дух, который помогает добиваться хороших результатов и мотивирует людей работать с удовольствием.

Поощрение инициативы. В компании, где руководство жестко контролирует каждый шаг, у сотрудников пропадает творческий подход к работе. В такой атмосфере человек боится лишний раз открыть рот и предложить какое-то улучшение. Гораздо эффективнее в меру привлекать персонал к принятию решений, поощрять инициативу и приучать к умеренной доле самостоятельности. Доверие со стороны руководителя сильно мотивирует сотрудника.

Комфортное рабочее место. Условия труда важны, поэтому следует заботиться, чтобы у сотрудников были необходимые материалы и оборудование.

Тимбилдинг. На работе человек проводит львиную долю своего времени, и ему должно быть приятно находиться в коллективе. Для этого необходимы мероприятия, которые помогут людям наладить контакт и подружиться.

Карьерный рост. Прозрачная и понятная система, где каждый сотрудник видит перспективы карьерного роста, помогает создать чувство стабильности.

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к вебинарам на актуальные бизнес-темы

Попробовать бесплатно на 14 дней

Материальные способы мотивации

Одной нематериальной мотивацией не обойтись. Чтобы действительно заинтересовать персонал, нужна и материальная составляющая. Сотрудники, которые получают достойную плату за свой труд и дополнительные привилегии, работают с большим энтузиазмом.

Бонусы за достижения. Когда человек точно знает, чего он должен достичь для получения определенного бонуса, — это отлично стимулирует. Поощрением может быть премия, дополнительный выходной или специальные привилегии. Важно, чтобы система мотивации распространялась не только на мастеров, но и на весь коллектив. Иначе велик риск недовольства у части сотрудников.

Можно разработать систему лояльности для сотрудников, по которой они будут получать скидки на продукцию или услуги салона, подарки, в том числе в виде бесплатных процедур. Это покажет, что руководство ценит свою команду.

Обучение и развитие. Сотрудник, которому руководство дает возможность обучаться и развиваться в профессии, работает на эмоциональном подъеме. Время от времени полезно организовывать различные семинары и мастер-классы, отправлять персонал на тренинги и конференции. Компетентный персонал — ключевой элемент успешного бизнеса.

💼 Пример из практики

В моем салоне девушка несколько лет усердно работала администратором. Она узнала все тонкости этой должности, прошла дополнительное обучение и теперь также исполняет обязанности управляющей салоном за дополнительную плату.

Так сотрудница сняла с меня часть обязанностей, и я с удовольствием занимаюсь новыми проектами, а салон красоты функционирует почти без моего участия, принося приятные дивиденды.

Важно помнить: сотрудники — самый главный актив в бизнесе. Вместе с грамотной надежной командой предприниматель может достичь невероятных результатов.

💸 Зарплатный проект

Подключите зарплатный проект в Сбербанке и платите сотрудникам онлайн в любой день

Подать заявку онлайн

Как сотрудников сделать командой

Большую часть дня бьюти-мастера проводят на работе, и атмосфера, которая царит в коллективе, может оказать огромное влияние на результаты и настроение каждого члена команды.

Создать такую атмосферу, чтобы человек каждое утро спешил в салон и чувствовал там себя комфортно, помогают следующие вещи:

  1. Неподдельный интерес. Руководитель, который искренне интересуется жизнью сотрудников, задает вопросы об их увлечениях, помнит про дни рождения, вызывает уважение в коллективе.

  2. Место для отдыха. Чтобы качественно выполнять свою работу, человеку необходимо хотя бы иногда переключать внимание и немного отдыхать. Небольшая релакс-зона, где сотрудники могут выпить чая, поговорить или сыграть в настольную игру, отлично для этого подойдет.

  3. Честность и открытость. Коммуникация — это основа хорошей атмосферы в коллективе. Необходимо собственным примером показывать это команде: быть открытым в общении, корректно высказывать свои идеи и мысли. И не забывать, что конструктивная критика помогает стать лучше.

Успешность любой команды зависит от сплоченности ее участников, для этого необходимо:

  1. Общение. Регулярные коммуникации между сотрудниками важны не только для выполнения задач, но и для установления партнерских отношений.

  2. Поддержка и взаимовыручка. Не стоит стесняться предлагать помощь коллегам и просить о ней. Работа в команде предполагает определенный уровень доверия и готовность делиться своими знаниями и опытом. Вместе гораздо проще и быстрее добиться поставленных целей.

  3. Признание и благодарность. Маленькие поощрения и слова поддержки — мощный стимул для дальнейшей работы вместе.

  4. Командные мероприятия и совместный досуг. Выходные ланчи, корпоративные мероприятия и игры помогут укрепить взаимоотношения в коллективе. Весело проведенное время помогает наладить связи между сотрудниками и создать взаимное доверие.

  5. Общая цель. Ничто так не сплачивает коллектив, как единая цель. Главное, убедиться, что все понимают и разделяют поставленные задачи.

Создание правильной атмосферы в коллективе — постоянная работа, которая требует искренней вовлеченности. Тогда результат не заставит себя долго ждать.

Как помочь сотруднику адаптироваться

Когда в коллектив приходит новый сотрудник, ему нужно уделить внимание и оказать своего рода гостеприимство.

В первую очередь следует познакомить новичка со всеми коллегами и рассказать о компании — миссии, целях и стандартах качества.

Для более быстрой и комфортной адаптации новому сотруднику необходим опытный наставник из коллектива, который будет отвечать на все вопросы, демонстрировать правильный подход к работе и поддерживать новичка на первых этапах работы.

Немаловажную роль в адаптационном процессе играют различные мероприятия: праздники, тренинги и просто неформальное общение. Ведь лучшие результаты достигаются, когда каждый член команды чувствует поддержку и понимание от коллектива.

Персонал — это внутренние клиенты салона красоты, и от уровня их удовлетворенности напрямую зависит успешность бизнеса. Недостаточно сплоченная команда — частая причина текучести кадров и скромных достижений или их отсутствия. В салоне, как и в любом бизнесе, важно подходить к вопросу подбора и удержания персонала комплексно.

Автор: Екатерина Малюкина

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии