- Кто такой специалист по маркетингу
- Обязанностиспециалиста по маркетингу
- Специализациимаркетолога
- Качества и навыкиспециалиста по маркетингу
- Часто задаваемые вопросы оспециалисте по маркетингу
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
О чем речь? Специалист по маркетингу изучает рынок и целевую аудиторию компании, чтобы на основе анализа запустить рекламную кампанию. Его ключевые задачи – повышение узнаваемости бренда и рост продаж.
На что обратить внимание? В малом и среднем бизнесе специалист по маркетингу может заниматься всем понемногу, но в крупных компаниях существует разделение в зависимости от сферы: аналитика, социальные сети, цифровые каналы.
Кто такой специалист по маркетингу
Маркетолог (от англ. marketing «торговля», «рыночная деятельность») — специалист, изучающий способы продвижения продукта, спрос на него, целевую аудиторию, конкурентную среду. После проведения анализа полученных в ходе исследования данных этот профессионал может дать обоснованное заключение о том, покроет ли доход, полученный от продажи товара (услуги) все издержки на его производство.
Специалист по маркетингу – это в первую очередь экономист, но специфика его деятельности требует достаточно глубоких знаний психологии и социологии. Маркетолог исследует следующие проблемы:
- Потребности покупателей. Нужно иметь четкое представление, в чем нуждается человек, какие запросы на текущем этапе являются приоритетными, и какие могут возникнуть в ближайшем будущем.
- Мотивы потребителей. Какие аспекты при покупке товара (услуги) в большей степени рассматривает клиент. Как он выбирает бренд.
- Воздействие рекламы на ЦА. Степень эффективности воздействия различных типов объявлений или торговых предложений на тот или иной сегмент целевой аудитории.
В главные задачи входит не только знание психологии продаж, но и характеристики товара. Специалист по маркетингу и рекламе:
- умеет определять особенности и ценности продукта;
- может акцентировать внимание на преимуществах товара, представив главные отличия от аналогов конкурентов;
- наряду с достоинствами обозначает недостатки для того, чтобы иметь поле маневра для коррекции стратегии продвижения или усовершенствования технологии производства;
- имеет представление об основных и потенциальных угрозах и может предложить комплекс мероприятий для их нейтрализации.
Несмотря на то, что эта экономическая специализация в России появилась сравнительно давно (в конце 80-х годов 20 века), профессионалы этого направления весьма востребованы коммерческими структурами, заинтересованными в эффективном продвижении своих продуктов на конкурентном рынке.
Обязанности специалиста по маркетингу
В соответствии с типовой должностной инструкцией специалист по маркетингу обычно выполняет следующие обязанности:
Изучение конкурентного рынка
Маркетолог исследует спрос и предложение. Определяет нишу на рынке, где продвижение товара приведет к наилучшим результатам. Особое внимание уделяет деятельности конкурентов.
Составление портрета ЦА
Потенциальные клиенты сегментируются по различным критериям: пол, возраст, регион проживания, уровень образования, сфера деятельности и интересов, социальный статус и уровень заработной платы, потребности и т.д.
Управление ценообразованием
Цену конечного продукта определяют многие влияющие внешние и внутренние факторы: расходы на производство; стоимость сырья (и других МТЦ) и его доставки; уровень спроса; экономическая и политическая ситуация в стране; конкретная ниша рынка и интенсивность конкурентной борьбы и т.д.
Проектирование и реализация маркетинговой стратегии
Специалист принимает непосредственное участие в постановке задач, стоящих перед фирмой, а также в подборе комплекса показателей эффективности (KPI). Кроме того профессионалу (или группе работников ОП) поручается разработка подробного долгосрочного плана действий, в соответствии с которым можно повысить ценность товара и увеличить объемы продаж.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому! Скачивайте и используйте уже сегодня:
Все эти мероприятия проводятся при постоянном мониторинге ключевых параметров и анализе их изменений. Маркетолог должен учитывать особенность товара при создании портрета ЦА и ее сегментации.
Совершенствование использования каналов коммуникации
В обязанности специалиста по маркетингу входит разработка Tone of Voice (англ. «Голос бренда»). Так называется стиль общения фирмы с ее потребителями. Он используется при формировании рекламных объявлений по каждому из направлений продвижения продукта.
Оценка эффективности
Осуществляет мониторинг за отклонением значений KPI из выбранного набора: определение стадии реализации стратегий; изменение спроса; объемы продаж по каждому из каналов; позиция на конкурентном рынке и пр.
Специализации маркетолога
Профессия «маркетолог» включает в себя несколько более узких специализаций. Перечислим наиболее часто встречающиеся: fullstack-разработчик; специалист по интернет-маркетингу; трафик-менеджер, бренд-маркетолог и аналитик.
Фулстек-маркетолог – это профессионал, работающий по всем направлениям. От него зависит реализация общей стратегии продвижения товара (услуги). Являясь универсалом, этот разработчик формирует общий глобальный план продаж при помощи разных маркетинговых инструментов.
Основные функции:
- создание лендингов и тематических сайтов;
- поисковая оптимизация (SEO);
- настройка контекстной рекламы и таргетинга;
- анализ юзабилити интернет-страницы;
- оптимизация системы аналитики под конкретный проект.
Интернет-маркетолог должен уметь пользоваться всеми типами каналов продвижения продуктов в глобальной сети: SEO, контекстной рекламой, таргетингом, ситингом, SMM. Кроме этого специалист владеет основными методами анализа: изучение ЦА и конкурентной среды, исследование нишевого рынка и пр. Для этого применяются сервисы статистики.
Иногда происходит отождествление профессий интернет-маркетолога и digital-специалиста. Это не совсем корректно. Разница есть, так как digital-маркетинг – это более общее направление деятельности, подразумевающее охват всех каналов коммуникации с покупателями, включая SMS-рассылки и Push-уведомления. Тем не менее, работодатели при составлении вакансий на позиции интернет-маркетологов часто указывают в требованиях к кандидатам умение оперировать и цифровыми инструментами.
Трафик-менеджер плотно занимается только несколькими каналами получения трафика. Например, он производит тонкую настройку таргетинга, осуществляет сбор статистических данных для последующего анализа, оценивает эффективность обратной связи с ЦА. Основная задача, которую решает этот специалист, состоит в увеличении объема трафика при снижении его себестоимости.
Существует очень похожая по функционалу специализация — performance-маркетолог. Менеджер также связан с рекламой, но упор делает не на привлечение трафика, а на увеличении объемов продаж. Такая работа ближе к аналитике, потому что Performance-маркетолог в большей степени занимается оценкой САС и разработкой методов ее снижения.
Читайте также
Бренд-маркетолог формирует положительный образ продукта и фирмы, работая над имиджевым восприятием. Этот специалист в своей деятельности стремится охватить как можно более обширную аудиторию. Эта функция является основной в его должностных обязанностях.
Для работы над брендом компании требуется уверенное владение следующими инструментами маркетинга: публикация объявлений в СМИ; использование профильных конференций; запуск PR-кампаний; организация опросов и анкетирования и пр. Эти специалисты по маркетингу проводят аналитическую работу с целью оценки уровня лояльности клиентов и узнаваемости компании.
Маркетолог-аналитик специализируется на изучении отклонений ключевых показателей. Основной инструмент этого специалиста — система, связывающая данные о трафике и продажах. Исследуя сквозную аналитику, менеджер получает объективные результаты для формирования (или корректировки) стратегии продвижения товара. Например. он может способствовать решению следующих задач:
- корректировка ассортимента;
- остановка неэффективных и запуск перспективных каналов рекламы;
- повышение конверсии, в том числе и за счет переработки посадочных страниц и т.д.
Кроме вышеописанных существуют и другие специалисты по маркетингу. Перечислим направления:
- SMM. Сферой деятельности являются соцсети.
- Контент. Продвижение товара посредством эффективного донесения нужной информации до ЦА.
- Еmail. Распространение сообщений через электронную почту, SMS и отправка push-уведомлений.
- CRM. Исследование данных клиентской базы для совершенствования коммуникации с каждым сегментом.
Как определить, какой специалист по маркетингу требуется конкретной компании? Все зависит от специфики деятельности и круга решаемых задач. Например, если основными каналами продвижения вашего продукта является таргетинг и контекстная реклама, то возможно привлечение для работы опытного трафик-менеджера. Наличие универсального профессионала, разбирающегося во многих сферах, также приветствуется. Он поможет разработать более эффективную маркетинговую стратегию.
Качества и навыки специалиста по маркетингу
Гибкие навыки (Soft skills):
- Коммуникабельность. Менеджер в процессе своей деятельности постоянно общается с разными людьми: коллегами, руководством, представителями партнеров по бизнесу, клиентами, поставщиками и пр. Умение располагать к себе, поддерживать диалог, продвигать интересы компании позволяют с легкостью устанавливать контакты.
- Аналитический склад ума. Маркетинг — это область, работа в которой напрямую зависит от способности выявлять закономерности, связывающие различные элементы системы. Специалист должен обрабатывать достаточно большие объемы разносторонней информации, выделять ключевые показатели, анализируя значение которых, можно оценить коммерческую успешность фирмы.
- Креативность. Творческое начало должно присутствовать у любого профессионального специалиста по маркетингу. Формулировка идеи, сочинение звучного привлекательного слогана, разработка нетривиальной рекламной кампании – все это помогает успешному продвижению продукта и формированию положительного образа компании.
- Адаптивность. Современный конкурентный рынок весьма динамичен. Постоянно изменяется спрос, меняется состав конкурентов, появляются новые тренды и пр. Периодический мониторинг текущей ситуации позволит быстро и эффективно реагировать на все вызовы.
- Мультизадачность. Специалист по маркетингу должен уметь решать различные, даже слабо связанные друг с другом проблемы. Причем делать иногда это нужно оперативно и одновременно по нескольким направлениям.
Профессиональные умения (Hard skills):
- Фундаментальное знание основ экономики, традиционного и веб-маркетинга. Грамотный специалист по маркетингу способен определять стратегию развития, формулировать бизнес-цели компании, проводить исследование и сегментацию ЦА, уметь применять PEST-анализ и т.д.
- Умение работать с информацией. Обработка объективных данных необходима для проведения прогнозов и формирования отчетов. Владение аналитическими сервисами, такими как «Яндекс Метрика», Google Analytics, а также инструментами сквозной аналитики (Roistat, Calltouch, Callibri и т.д.) является обязательным.
- Навыки менеджмента. При осуществлении своей деятельности маркетологи активно коммуницируют со специалистами смежных структурных подразделений, поэтому им необходимы навыки управления проектами, распределения трудовых ресурсов, планирования и эффективного использования отведенного на решение задач времени.
- Копирайтинг. Полезный навык при формировании уникального торгового предложения и текстов рекламных объявлений, а также для грамотного оформления различной отчетной документации.
- Знание принципов рекламы. В продвижении товара (услуги) важно не только придумать привлекательный образ и слоган, но и настроить каналы распространения.
- Уверенное владение ПО для веб-дизайна. Для того, чтобы создавать сайты и наполнять их нужным и полезным контентом, специалист по маркетингу должен уметь работать с графическими редакторами (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и пр.), конструкторами веб-страниц (Pixso, Figma и т.д.)
- Знание CRM-систем. Специализированные сервисы (Битрикс 24, amoCRM, ClientBase, Planfix и т.п.) значительно сокращают время поиска информации о поведении и предпочтениях ЦА для совершенствования рекламных акций.
Кроме этого, современному маркетологу не помешают:
- владение на хорошем уровне английским и/или другими иностранными языками;
- знание психологии, социологии для распознавания и оценки поведенческих реакций покупателей.
Очень часто в среднем и крупном бизнесе различные задачи маркетинга решают узкие специалисты, объединенные в команду.
Часто задаваемые вопросы о специалисте по маркетингу
Какова средняя заработная плата маркетолога?
Все зависит от имеющегося образования, опыта, набора профессиональных навыков занимаемой должности, региона проживания, общей макроэкономической ситуации в стране. Диапазон заработка находится в пределах от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Портал «ГородРабот.ру» сообщает, что московские менеджеры, занятые в этой должности, получают в среднем 80 000 руб.
Как стать успешным специалистом по маркетингу?
Прежде всего необходимо получить профильное образование и устроиться на работу по специальности. В процессе деятельности нужно совершенствовать навыки и умения, овладевать новыми знаниями в смежных областях, перенимать зарубежный опыт и пр. Главное – поставить перед собой внятные цели и последовательно добиваться их достижения.
Можно ли работать маркетологом без экономического образования?
Теоретические знания, конечно, очень важны, но в сфере маркетинга многое зависит от практических навыков работника. Вполне возможно стать успешным специалистом по маркетингу, имея, например, высшее техническое или юридическое образование.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 24.01.25 числа Скачивайте и используйте уже сегодня:
Маркетолог – это тот тип профессии, который требует систематических знаний в самых различных областях. В коммерческих структурах для получения прибыли огромное значение имеет эффективность продвижения продукта на конкурентном рынке. Специалист успешно решающий эту проблему вправе рассчитывать на перспективу карьерного роста и достойное материальное вознаграждение.