- Понятие себестоимости продажи продукции
- Данные, необходимые для расчетасебестоимости продажипродукции
- Методы расчета себестоимости продажи продукции
- Формула и пример расчета себестоимости продажи продукции
- где:
- Часто задаваемые вопросы о себестоимости продажи продукции
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
О чем речь? В себестоимость продажи продукции, помимо затрат на производство, включают расходы на реализацию товаров. В эту категорию входят зарплата сотрудникам, рекламный бюджет, операции по аренде, за коммунальные услуги.
Как рассчитать? Для вычисления используется простая формула, но, чтобы подставить значения в нее, необходимо собрать достаточно большой объем данных. Считают разными методами, в зависимости от специфики бизнеса и выпускаемых товаров.
Понятие себестоимости продажи продукции
В хозяйствующем субъекте специалисты подразделения, отвечающего за бухгалтерский учет и анализ, ведут определение данных, отражающих те или иные аспекты работы организации. Эти показатели, в том числе, дают представление об эффективности управленческой деятельности предприятия, о том, как соотносятся между собой размер полученной прибыли и затрат фирмы. Среди них и себестоимость продукции (СП), реализованной организацией.
Этот показатель представляет общую сумму затрат на производство и сбыт изделий в денежном эквиваленте. Но нередки ситуации, когда не вся выпущенная в отчетном периоде продукция реализована в тот же промежуток. Тогда расчет ее себестоимости производится исходя из затрат на проданные только за это время изделия.
На что могут возникнуть затраты у предприятия:
-
на материалы, сырье – основу для выпуска определенной продукции в дальнейшем;
-
на выплату заработка производящим данные изделия (включая социальные отчисления);
-
амортизационные расходы;
-
издержки, которые связаны с управленческими и организационными процессами;
-
затраты на подготовку к выпуску новых видов продукции;
-
расходы на реализацию готовых изделий;
-
иные затраты предприятия.
Окончательная себестоимость реализованного складывается из всех издержек предприятия за отчетное время при производстве и сбыте данной продукции, без учета не проданных за этот же период ее остатков. Итоговый показатель относится к качественным. Он характеризует степень использования ресурсов, которые имеются у фирмы при изготовлении и реализации продукции.
Данные, необходимые для расчета себестоимости продажи продукции
Определяя этот показатель, вычисляют расходы на производство одного изделия или сразу нескольких. В некоторых случаях считают СП определенного вида производства.
Калькуляция себестоимости продажи составляется управленцами с целью:
-
экономически обосновать стоимость товара;
-
произвести бухгалтерский учет трат;
-
определить качественные и количественные характеристики продукции;
-
провести анализ задействованных материальных ресурсов и рабочей силы;
-
найти возможности повысить рентабельность, уменьшить издержки;
-
вычислить показатели доходности компании.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
После формирования калькуляции производится анализ формирования СП. Сравнению подвергаются фактические и запланированные издержки производства. Чтобы произвести корректную оценку, необходимо владеть бухгалтерскими данными о затратах при изготовлении определенной продукции:
-
оборудование, его ремонт, расходники;
-
товарно-материальные ценности, необходимые для функционирования предприятия;
-
оплата труда работников производства и соответствующие начисления;
-
общехозяйственные и общепроизводственные затраты;
-
налог на добавочную стоимость и наценка.
Полная себестоимость продажи продукции включает в себя расходы на ее производство и реализацию. Готовым продуктом могут быть предметы различных категорий – потребительские товары повседневного спроса (продукты питания, бытовая химия), промышленная продукция (приборы, оборудование), непроизводственная (бытовая техника, электроника, одежда, обувь). Также готовые изделия различают по отраслям:
-
деревообработка;
-
машиностроение;
-
металлообработка;
-
химическая промышленность;
-
фармацевтика и др.
Вычисление себестоимости для продукции каждой из отраслей ведется по-разному, исходя из особенностей ее производства. К примеру, показатель для промышленных товаров рассчитывают по нормативам, утвержденным еще во времена СССР, в 1970 году.
Полная себестоимость продаж продукции в издержках производства рассчитывается с учетом прямых и косвенных затрат. К первым относят связанные напрямую с изготовлением определенного продукта траты, вторые – непосредственно к нему не относящиеся. В каждой компании существует собственная классификация прямых и косвенных издержек. Распределение последних среди выпущенной продукции происходит на основании способа, выбранного предприятием самостоятельно (п. 24, 25 ФСБУ 5/2019).
Приведем таблицу с расшифровкой видов затрат:
Прямые | Косвенные |
ресурсы — товарно-материальные ценности (ТМЦ), сырье, горюче-смазочные материалы; основные фонды; амортизация основных средств; полуфабрикаты и товары, закупленные целенаправленно для производства; оплата труда работников производства и начисления на нее, и др. | налоги и сборы — включаются в себестоимость по решению руководства с учетом специфики организации; порядок отражают в учетной политике; амортизация цехов, производственных помещений; заработок руководящего состава, страховые взносы и иные начисления на нее; оплата коммунальных услуг – водоснабжение, электричество, газ; аренда площадей и др. |
Теперь разберем проводки.
Учет прямых издержек ведется по сч. 20 «Основное производство» (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31.10.2000). Сбор затрат идет по его дебету, а по кредиту указывается направление расходов:
-
02 — амортизация;
-
10 — ТМЦ;
-
23 — вспомогательные производства;
-
25/26 — общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
-
60 — оплата поставщикам;
-
69/70 — начисления на ЗП или зарплата производственников.
Читайте также
Кроме того, их учет можно производить, регистрируя прямые затраты на сч. 23, после чего относить в дебет сч. 20.
Учет косвенных расходов изначально производится на собирательно-распределительных счетах 25 и 26. Разнесение таких издержек по разным видам продукции идет пропорционально показателям, которые предусмотрены учетной политикой, при помощи заранее высчитанных коэффициентов (п. 4 ПБУ 1/2008). В качестве базы распределения выбирают:
-
объем произведенной продукции;
-
сумму начисленной заработной платы занятых на производстве;
-
число отработанных машино-часов.
Для расчета коэффициента нужно разделить косвенные издержки на прямые.
Методы расчета себестоимости продажи продукции
На самом деле речь здесь о калькуляции трат на производство и реализацию изделий. Такой анализ себестоимости продаж продукции дает компании возможность увидеть полную картину расходов и составляющих СП, понять фактическую стоимость выпуска одной единицы. Методы калькулирования могут быть разными, исходя из вида изделий, специфики изготовления, особенностей фирмы и производственных характеристик:
Нормативный
Используется в массовом, серийном производстве разных технически сложных изделий. Конечная единица содержит множество деталей и узлов – к ней причисляют мебель, бытовую технику, автомобили, обувь и т. д. Метод информативен при предварительной качественной подготовке нормативной калькуляции каждого вида изделий по лимитам затрат материалов, зарплат и т. д. на начало отчетного периода. Расходы учитывают в рамках установленных норм и отклонениям от них. К последним относят экономию и непредвиденные расходы. Метод позволяет произвести расчет СП прежде, чем месяц подошел к концу.
Попередельный (попроцессный)
Используют организации, выпускающие массовую продукцию, однородную по характеру обработки и исходным материалам. Попередельный метод подходит для производств с преобладанием физико-химических, термических процессов. В результате обработки сырье превращается в готовую продукцию с помощью короткого и непрерывного техпроцесса или ряда последовательных манипуляций. Метод часто применяется на производстве с комплексным использованием материалов. В его основе учет затрат по переделам – этапам преобразования сырья в готовый продукт. Определение прямых расходов в каждом из них идет в соответствии с видами полуфабрикатов или готовых изделий либо по группам однородной продукции.
Учет общепроизводственных расходов тоже производится по переделам. Уже внутри этапов ведется распределение продуктов по группам пропорционально установленной базе. Общехозяйственные же учитывают по всей организации, в последующем производя их косвенное распределение.
Попередельный метод имеет два способа фиксации издержек:
-
Полуфабрикатный — продукция каждого этапа становится заготовкою для следующего или реализуется вовне. Оценка их производится исходя из фактической, нормативной или плановой себестоимости или в соответствии с расчетными, отпускными ценами.
-
Бесполуфабрикатный — по каждому этапу учитывают только траты на обработку. Расчет СП готового продукта представляет собой суммирование общепроизводственных расходов и издержек на сырье и материалы.
Позаказный
Этот метод калькулирования применяют на мелкосерийном и индивидуальном производстве сложных изделий, при выпуске экспериментальных, опытных продуктов, ремонтных работах. Чаще – в сфере металлообработки и машиностроения. Оптимален для организаций, учитывающих производственные издержки в рамках отдельных контрактов на изготовление продукта с последующей продажей.
Объект учета для данного метода – конкретный заказ. Прямые затраты проводятся по каждому из них на основании первичных документов, косвенные – пропорционально базе распределения.
Определение фактической себестоимости по каждому из заказов идет после его исполнения. Затраты между готовой и незавершенной продукцией распределять не нужно. Когда в рамках одного заказа изготовлены несколько единиц продукта, фактическую себестоимость каждого из них вычисляют разделением всех издержек (вычитая отходы производства и брак) на число выпущенных изделий по контракту. Когда выпущена одна единица, СП составляет общий итог затрат по заказу.
Директ-костинг
В расчет берется только себестоимость производства, общехозяйственные расходы не учитываются. Метод применяют небольшие предприятия, выпускающие однородную продукцию. Для расчета СП единицы продукции совокупность издержек делят на число созданных в отчетный период изделий.
Выбранный для компании метод калькулирования должен быть отражен в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Внимание! Методы калькулирования на практике зачастую используют в сочетании. Например, расчет СП производят позаказным и попередельным способом, с учетом сырьевых норм. И эти же методы могут использовать совместно с каким-либо из способов фиксации полноты издержек.
Формула и пример расчета себестоимости продажи продукции
Приведем базовую формулу себестоимости продаж (СП):
СП = ПР + КР,
где:
-
ПР — производственные расходы (для розничных продавцов — затраты на закупку продукции у поставщика);
-
КР — коммерческие издержки.
Читайте также
Каким образом произвести расчет затрат на одно изделие? Себестоимость продаж (общую сумму расходов) нужно разделить на количество изделий.
Характер коммерческих расходов будет зависеть от способов реализации продукции. Так, продажа товаров в собственном магазине или торговля с интернет-площадки подразумевают разный объем затрат на сбыт.
Расчет себестоимости реализованной продукции производится еще в магазине.
Приведем конкретный пример того, как вычислить СП. Допустим, за месяц магазином закуплено у поставщика 100 товаров на сумму 150 тыс. руб. Затраты на их перевозку, хранение и упаковку – 30 тысяч. На заработную плату продавца владелец бизнеса израсходовал 25 тыс. рублей.
Общая себестоимость продаж складывается из этих чисел: 150 + 30 + 25 = 205 тыс. руб. Вычислим средние траты на товарную единицу: 205 000 / 100 = 2050 руб.
Это лишь приблизительный пример расчета СП. В действительности магазин имеет гораздо больше разного рода затрат – коммунальные услуги, аренда, ремонты, налоги и т. д.
Часто задаваемые вопросы о себестоимости продажи продукции
Зачем рассчитывают СП?
Себестоимость продаж продукции определяют, чтобы узнать, по какой цене ее сбывать, есть ли вообще смысл в этом, или это неизбежно приведет к убыткам. Кроме того, он поможет:
-
соотнести себестоимость продукции и прибыль от продаж, узнать степень рентабельности деятельности, вычислить точку безубыточности — минимальный сбыт, обеспечивающий окупаемость бизнеса;
-
увидеть возможности сокращения издержек и оптимизации процессов;
-
грамотно подготовить отчетную документацию для государственных органов.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 15.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Как уменьшить СП продукции?
Коротко расскажем, как можно снизить полную себестоимость продукции и поднять выручку от продаж:
-
уменьшить затраты на закупки – искать других поставщиков с более привлекательными ценами, или кооперироваться с другими торговыми точками, чтобы приобретать со скидкой большие объемы продукции совместно;
-
контролировать фудкост (особенно полезно для сферы общепита) — закупку продуктов делать в сезон, когда они дешевле, заготавливать впрок;
-
снизить расходы на зарплату персонала путем автоматизации торговых процессов, где это возможно (касса самообслуживания, например).
Комбинирование приведенных методов будет полезно для эффективного развития бизнеса и получения прибыли.
Что такое себестоимость реализованной продукции?
Есть разница между понятиями себестоимости продаж и себестоимости продукции. Под себестоимостью реализованной продукции (проданных изделий) понимают балансовую стоимость товаров, которые сбыты за отчетный период.
Затраты соотносят с конкретной продукцией с применением некоторых методов, в том числе списания стоимости (оценки себестоимости), например «FIFO», или на основе средней стоимости.
В некоторых случаях затраты на производство изделий или оказание услуги меньше дохода от их сбыта. В такой ситуации говорят об отрицательной себестоимости продаж. В обратном случае налицо работа в убыток себе. Выходит, предприятие имеет два ключевых способа увеличить свою прибыль: снизить издержки или поднять цены на реализуемую продукцию.