- Основы формирования маржинальной прибыли
- Зачем считать показатель маржинальной прибыли
- Принципы формирования маржинальной прибыли в компании
- Формула расчета маржинальной прибыли
- Составляющие прибыли
- Что этот показатель позволяет понять?
- Способы увеличения маржинальной прибыли
- Часто задаваемые вопросы о маржинальной прибыли
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
Что это? Маржинальная прибыль является важным критерием оценки работы компании. Она определяется разницей между доходами и переменными издержками. Этот индекс необходим для анализа суммы, которая у предприятия остается после возмещения основных производственных расходов.
Почему важно считать? Показатель вычисляется и анализируется периодически ежемесячно, раз в полгода или год. Динамика изменений указывает на степень эффективности установленных процессов или же сигнализирует о необходимости изменений и принятия новых управленческих решений в компании.
Основы формирования маржинальной прибыли
Разберем основные понятия, касающиеся образования маржинальной прибыли, позволяющие полнее воспринимать данный показатель.
-
Прибыль — это финансовый критерий, показывающий, какая разница образуется между выручкой и общими тратами (постоянными и переменными).
-
Выручка — сумма денежных средств, полученных от продажи изделий без учета расходов.
При определении маржинального дохода учитываются исключительно переменные издержки, а сам показатель характеризует увеличение прибыли, образованное каждой единицей товара сверх затраченных средств. Для его вычисления нужно:
-
Понять, что именно из переменных показателей сильнее всего влияет на бизнес. К ним можно отнести особенности конкретной продукции, масштаб продаж, стоимость, рекламные затраты и так далее.
-
Собрать необходимую информацию о выручке, переменных показателях, влияющих на образование этого параметра.
-
Применить формулу расчета маржинальной прибыли, основываясь на полученных данных. Чтобы результат был достоверным, важно убедиться в точности и полноте собранных цифр.
Зачем считать показатель маржинальной прибыли
Рассмотрим, с какой целью находят маржинальную прибыль. Причины ее расчета следующие:
Анализ эффективности деятельности руководителя.
С помощью этого показателя можно оценить, насколько плодотворно действует директор ключевого бизнес-направления организации, поскольку он может оказывать непосредственное влияние на определяющие маржинальную прибыль показатели. Так, начальник коммерческого отдела отвечает за увеличение продаж, отслеживает цены, по которым закупается товар, устанавливает порядок начисления зарплаты менеджерам. А руководитель производства следит, чтобы материальные расходы укладывались в нормативы, устанавливает тарифы для работников, к которым применима сдельная система оплаты труда.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Если маржинальная прибыль от продаж совпадает с плановыми параметрами или возрастает, значит, управленцы эффективны.
Определение точки безубыточности.
Для планирования своей работы предприятию необходимо рассчитать, выше какого объема должны быть продажи для получения прибыли. Этот показатель называется точкой безубыточности и определяется посредством маржинальной прибыли.
В основе расчета лежит принцип разделения всех расходов на группы переменных и постоянных. Первые, о которых уже говорилось ранее, зависимы от выручки. Расходы, уровень которых не меняется при ее изменении, являются постоянными. Это, допустим, арендная плата за офис или оклад персонала. Маржинальная прибыль с увеличением выручки также растет, и наступает момент, когда она становится равна постоянным расходам. Это значит, что достигнуто состояние, когда убытков нет. Если выручка компании будет увеличиваться и дальше, то будет образовываться прибыль.
Точку безубыточности находят делением постоянных затрат на маржинальность:
Б = ПОСТ / М.
Оценка доходности с учетом продуктов и направлений.
Благодаря маржинальной прибыли легко установить, какой товар или их доля дают предприятию наибольший доход. Для этого учитывают непостоянные затраты по каждому направлению или продукту и отдельно рассчитывают показатель по ним.
Принципы формирования маржинальной прибыли в компании
-
Обращайте внимание на структуру расходов.
Читайте также
Изучите затраты вашей компании и определите среди них переменные и постоянные издержки (либо условно-постоянные). Так сможете понять, какие расходы нужно учитывать при определении маржинальной прибыли.
-
Учитывайте объем реализации.
Показатель маржинальности очень сильно зависит от суммы продаж. Это важно учитывать при составлении планов и анализе, чтобы понимать, какое влияние оказывают на показатель изменения в объеме реализации. Снижая издержки на приобретение сырья и необходимых расходников, маржинальный доход можно повысить. Стоит поискать других поставщиков с более выгодными ценами или пересмотреть условия имеющихся сделок. Это приведет к снижению переменных затрат и росту маржинальной прибыли.
-
Постоянно проводите анализ и оптимизацию процессов.
Изучение данных, полученных в ходе расчетов, и постоянный поиск пути, чтобы оптимизировать деятельность. Это в комплексе с отслеживанием затрат повысит доходность и эффективность работы компании.
Формула расчета маржинальной прибыли
Можно также определить и абсолютный показатель организации на общий объем производства по специальным схемам расчета. Общая формула нахождения маржинальной прибыли такова:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные издержки.
Выручку следует брать без учета акцизных сборов и НДС. Переменными называются издержки, имеющие прямую зависимость от масштаба производства. К ним относятся стоимость сырья и расходных материалов, приобретение товара для последующей реализации, расходы на перевозку готового продукта, затраты на топливо и электричество, услуги других организаций, требуемые для производственного процесса, сдельная оплата труда и так далее.
Маржинальная прибыль единицы продукции определяется так:
МП на единицу = Цена за единицу – Удельные переменные затраты.
В данной формуле расчета маржинальной прибыли под переменными затратами понимаются издержки, понесенные на один продукт. Чтобы их найти, следует общий объем непостоянных расходов поделить на число единиц продукции, выпускаемой предприятием.
Составляющие прибыли
Структура прибыли состоит из комплекса любых источников, приносящих доход предприятию — основной работы, инвестиций, реализации имущества, предоставления в аренду основных фондов. Это очень важный показатель, позволяющий оценить, насколько успешным и рентабельным является бизнес. Выделяют четыре типа прибыли предприятия: маржинальная, валовая, операционная и чистая. Каждый вид можно разделить на составные части.
-
Операционная — образуется в результате выполнения ключевой функции предприятия и представляет собой заработок после вычета всех затрат.
-
Валовая — это выручка, не включающая прямые расходы на выпуск изделий или их себестоимость.
-
Чистая — прибыль за конкретный временной интервал за вычетом всех затрат, отчислений по налогам и банковским кредитам, амортизации фондов.
Что этот показатель позволяет понять?
Маржинальность является важнейшим критерием для бизнеса, помогающим проанализировать, насколько эффективно реализуются товары или услуги. Рассматривать его следует в динамике. Если значение увеличивается, значит, предприятие действует эффективно. Когда маржинальность входит в границы плановых величин, то вся работа идет в нормальном режиме. Падение показателя – сигнал о потере денег компанией.
Читайте также
Маржинальность требуется для расчета ТБУ, то есть она помогает понять, какую выручку должна иметь компания, чтобы компенсировать все регулярные затраты и начать работать без убытков.
Способы увеличения маржинальной прибыли
Если, проведя расчет по формуле, вы видите, что показатель снижается, это говорит о том, что нужно пересматривать некоторые бизнес-процессы и предпринимать шаги для стабилизации ситуации. К примеру, можно поднять выручку, но делать это не путем удорожания товара, а масштабируя производство или формируя у потребителей лояльность бренду. Также хорошо уменьшить переменные издержки, нанимая рабочую силу с более низкой оплатой труда, используя акции, подписывая выгодные договоры с поставщиками сырья. Кроме того, можно изменить ассортимент в пользу увеличения доли самой выгодной для продажи продукции.
Часто задаваемые вопросы о маржинальной прибыли
Тяжело ли выполнить расчет показателя?
Может сложиться впечатление, что определение и анализ маржинальной прибыли — задача непростая. Однако, если процесс организован правильно и есть понимание основных факторов, то это приносит большую пользу в практической работе.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 11.10.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Какое влияние термин «маржинальный» оказывает на образование прибыли?
Он говорит о том, что во внимание берется только прирост прибыли, получаемый сверх расходов на выпуск товара. Это дает возможность провести более точную оценку эффективности применения ресурсов предприятия, размера дополнительного дохода с единицы продукта.
Что значит упущенная маржинальная прибыль?
Это потери от событий и явлений, оказавших негативное влияние на производственный процесс. К ним относится, например, дефицит сырья, скачки электроэнергии и так далее.
Читайте также
Что значит и для чего определяется коэффициент маржинальной прибыли?
Его также обозначают как маржинальная рентабельность/доходность. Он позволяет сравнить поступления по разным видам товара, чтобы грамотно вести ассортиментную политику. Он определяется отношением маржинального дохода на единицу выпускаемого к его цене.
Маржинальная прибыль — это ключевой элемент для оценки эффективности компании, ее стратегий и бизнес-процессов. Она дает понять, как на прибыльность влияет объем продаж, а также выполняет роль индикатора при принятии решений о формировании ассортимента и ценообразовании, о выходе на новый рынок. Благодаря грамотному управлению этим показателем предприятие может провести оптимизацию производственных процессов и создать условия для экономического роста. Глубокое понимание сути маржинальной прибыли — это важнейший элемент успешного управления бизнесом.