Статья
Для руководителей
13 июня 2023

Точка безубыточности: понятие, расчет, график

О чем речь? Ваш бизнес, как и любой другой, на начальном этапе требует вложений, а окупаться начинает спустя время. Чтобы определить, когда компания сравняет уровень доходов и расходов, рассчитывается точка безубыточности.

Зачем считать? Данный показатель подскажет, сколько продукции нужно реализовать, чтобы окупить все бизнес-вложения. Когда продажи пересекут эту черту, компания начнет приносить долгожданную прибыль.

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности характеризует состояние бизнеса, при котором компания начинает получать прибыль от своей деятельности. Обычно она выражается объёмом выпускаемой продукции, но также она может характеризоваться суммой денежной выручки. Иначе точка безубыточности называется нулевой точкой или «break-even point».

При открытии любого бизнеса сначала необходимо сделать финансовые вложения. Средства могут расходоваться на строительство производственных помещений, авансирование в оборотные средства, приобретение оборудования, материалов, технологий.

Однако в ходе бизнес-цикла владелец компании должен выплачивать заработную плату своим сотрудникам, перечислять налоги, закупать новое сырье, оплачивать электроэнергию и иные ресурсы. Перечисленные расходы являются постоянными, часть из них даже не зависит от того, сколько товаров будет продано. Для их покрытия требуется выпустить определённый объём продукции, который позволит избежать убытков.

Что такое точка безубыточности

При увеличении реализации выручка растёт быстрее, чем совокупные издержки на производство. В отсутствии постоянных затрат невозможно определить и точку безубыточности предприятия, так как продажа первой же единицы продукции приносит прибыль.

Таким образом, под этим термином следует понимать такой объем выпускаемой продукции, после достижения которого продажи начинают приносить прибыль. Предприятие получает в свое распоряжение собственные средства, которые она может расходовать по своему усмотрению. До достижения этой точки фирма использует средства и ресурсы, вложенные собственником, учредителями и кредиты.

Зачем и кому нужен расчет точки безубыточности

Рассчитывать точку безубыточности необходимо для того, чубы четко понимать, какой объем продукции необходимо выпустить, чтобы компенсировать затраты на производство. Это позволяет определить меры для получения прибыли: отказаться от отдельных наименований продукции, сократить издержки, увеличить продажи и т. д. Точка безубыточности дает возможность планировать развитие компании, определять, сколько времени потребуется на то, чтобы погасить долги, возникающие на старте бизнеса при использовании кредитных средств.

Расчёт этой величины позволяет оценить, какой объём продукции необходимо производить, сколько единиц товара должно быть продано за определённый период, чтобы бизнес не обанкротился и мог нормально функционировать.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
pdf иконка
Как в 5 шагов делегировать задачи, чтобы сотрудники выполняли их с первого раза
Как в 5 шагов делегировать задачи, чтобы сотрудники выполняли их с первого раза
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
то нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Чек-лист. Как презентовать себя по правилу 4П
42 пункта, которые помогут сформировать правильное представление о бренде
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек
Объем точки безубыточности позволяет оценить следующие показатели:
  • Наименьшая стоимость продукции, ниже которой продажи не способны полностью компенсировать издержки.
  • Достаточно ли производственных мощностей, чтобы предприятие могло работать в режиме безубыточности.
  • Статистика расходов, от которых можно отказаться, или которые можно сократить, чтобы точка безубыточности снизилась.

Таким образом, расчет этого показателя необходим для оценки минимально необходимых объемов выпускаемой продукции, используемые при этом величины приобретают значение в различных ситуациях.

Впервые точка безубыточности рассчитывается при старте производства, чтобы собственник бизнеса мог планировать, когда компания начнет приносить прибыль, какие вложения для этого потребуются. В ходе текущей деятельности расчетные данные соотносятся с реальным положением дел и корректируются, позволяя прогнозировать возникающие расходы.

Как правило, к определению точки безубыточности прибегают в следующих случаях:

  • При старте нового бизнеса, чтобы оценить, когда расходы полностью окупят себя.
  • При расчёте цен на товары, услуги.
  • При оценке финансовой устойчивости компании, имеющейся в ее запасе прочности.
  • При определении влияния стоимости продукции на финансовые результаты.

Расчет точки безубыточности должен проводиться систематически. В противном случае может возникнуть ситуация, когда излишки продукции накапливаются на складе, а деятельность приносит только убытки. В этом случае нужно учитывать не только объемы производства, но и объемы продаж товара. Также расчет точки безубыточности необходим при разработке франшизы, продаже бизнеса, в кризисные периоды, когда условия деятельности меняются и отмечается спад спроса.

Зачем и кому нужен расчет точки безубыточности

Данные о данном показателе необходимы целому ряду подразделений и руководящих сотрудников компании:

  • коммерческому директору – при прогнозировании продаж;
  • точка безубыточности помогает производственному отделу разработать графикпроизводства;
  • отделу продаж – для определения конкурентоспособности компании на рынке при сложившихся ценах;
  • финансовому отделу – для оценки материального положения предприятия;
  • генеральному директору и собственнику – для оценки целесообразности предпринимательской деятельности в данном виде и необходимости изменений.

Точка безубыточности имеет значение и для кредитных организаций, в которые собственник обращается для получения заемных средств, а также для инвесторов, которые оценивают, целесообразно ли вкладывать в данную кампанию свои средства.

Формула расчета точки безубыточности

Точка безубыточности вычисляется по формуле, значение результата позволит понять, какие доходы должна получать от своей деятельности компания, чтобы полностью покрыть понесенные на производство расходы, минимально необходимые объемы выпускаемой продукции.

Рассчитывается величина, при которой затраты и доходы оказываются равными, то есть предприятие не терпит убытки, но и не получает прибыль. Если эта цифра систематически снижается, то бизнес теряет деньги, что, в конечном счете, приводит к банкротству.

Точка безубыточности рассчитывается в объёме продукции, денежной сумме или ожидаемом объёме прибыли. Традиционно применяется расчет первого варианта, при выпуске объема товара которого должны полностью окупаться понесенные расходы.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

Каждый владелец бизнеса вынужден предпринимать радикальные действия, чтобы выжить при нестабильной мировой экономике.

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить средний чек продаж ваших менеджеров на 60%

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек
Классическая формула, по которой определяется точка безубыточности, выглядит следующим образом:

P * X = FC+VC(X).

Здесь иллюстрируется равенство между суммой выручки от коммерческой деятельности и затратами, понесенными предприятием. Характеристика ключевых величин, используемых при расчёте точки безубыточности:

  • P – действительная стоимость продажи продукции покупателю, может выражаться средней величиной по нескольким товарам определённой ассортиментной группы.
  • X – число единиц изделий, которое нужно изготовить для достижения точки безубыточности. Проще говоря, это объем продукции в литрах, штуках, килограммах и т. п.
  • FC – постоянные затраты, то есть расходы, на которые не влияют продажи, объемы производства. Для оценки точки безубыточности учитываются такие как аренда помещений, базовая часть фонда оплаты труда, налоговые платежи, страхование, маркетинговые мероприятия и т. п.
  • VC(X) – переменные затраты. Они определяются непосредственно объемом производства и продаж. При расчёте точки безубыточности в числе переменных затрат учитываются сырье, электроэнергия для производственных мощностей, премиальная часть оплаты труда персонала, транспортировка, упаковка и др.

Постоянные и переменные затраты значительно влияют на формирование точки безубыточности. На практике используют разные варианты ее расчёта, рассмотрим подробнее основные из них.

Варианты расчета точки безубыточности

При наличии информации о затратах и объёме продаж

Используется для оценки стоимости продукции, которая обеспечит нулевую прибыль при имеющихся издержках и плановом объёме реализации. С помощью этой формулы можно выяснить, какова должна быть стоимость одной единицы товара, чтобы достичь порога безубыточности. Для этого потребуются сведения о сумме постоянных расходов предприятия, себестоимости изготовления одной единицы продукции, планируемых объемах реализации.

Варианты расчета точки безубыточности

Формула будет выглядеть следующим образом:

P = (FC + VC(X)) / Х, в которой:

VC(x) —произведение себестоимости 1 единицы товара и планового объема реализации.

При наличии информации о ценах и издержках

Этот способ используется чаще всего. Как правило, при старте бизнеса имеются сведения о стоимости, которую имеет тот ли иной товар на сложившемся рынке, о постоянных и переменных издержках на развитие предприятия. На основе этих данных оценивается объём продукции, обеспечивающий нулевую прибыль при неизменном уровне издержек. Формула выглядит так:

X = FC / (P – VC), в которой:

VC — себестоимость единицы товара;

Р — стоимость продажи 1 единицы продукции;

FC — постоянные затраты компании.

Для сферы услуг и торговли

Тот же способ расчета позволяет определить точку безубыточности и для сферы торговли / оказания услуг. Как правило, когда компания не занимается выпуском материальной продукции, расчёт себестоимости сервиса вызывает сложности. Например, если в прайсе у предприятия находится 1 000 позиций по различной цене, то удобнее использовать целевую рентабельность продаж, а не действительную себестоимость.

Рентабельность продаж – это установленное соотношение между стоимостью товара и его себестоимостью. Иначе говоря, предприятие рассчитывает норму прибыли, которую должна приносить продажа изделия (наценку на себестоимость). При наличии сведений о целевой рентабельности и постоянных затратах можно оценить требуемый объем выручки в точке безубыточности, используя следующую формулу:

S = FC / R, в которой:

S — объем выручки от продаж за заданный период;

R — плановая рентабельность реализации;

FC — постоянные затраты компании.

График точки безубыточности

Спланировать ключевые показатели работы компании с учётом постоянных условий на рынке позволяет график безубыточности. Он формируется следующим образом:

  1. Составляется зависимость объемов продаж от выручки и расходов. На прямой Х указываются сведения о количестве в натуральном выражении, а по Y – выручка, издержки в денежном выражении.
  2. Проводится линия, которая параллельна оси Х и соответствует постоянным издержкам.
  3. Отмечаются координаты, показывающие переменные затраты. Прямая идет от 0 вверх.
  4. На графике формируется прямая валовых издержек, параллельная переменным и начинающаяся с уровня построения постоянных расходов.
  5. В системе Х, Y прокладывается линия, показывающая выручку за анализируемый период. Даная величина считается при условии постоянства стоимости продукции в соответствующий период и равных объемах производства.

График точки безубыточности

Пересечение линий валовых расходов и выручки, спроецированное на ось Х, показывает точку безубыточности.

«Подводные камни» расчета точки безубыточности

Удобство расчета объемов продаж, позволяющих восполнить расходы на реализацию товара, обеспечивается допущениями, которые вводятся для доступности использования модели. Для расчёта принимаются:

  • Линейная зависимость между объемами производства и издержками.
  • Равенство между реализованной и произведенной продукцией.
  • Отсутствие излишков готового товара.
  • Постоянство переменных расходов и стоимости продукции.
  • Отсутствие капитальных издержек (покупка оборудования, запуск производства, техническое перевооружение).
  • Принимается конкретный временной период, на протяжении которого размер постоянных расходов не меняется.

Данные допущения делают точку безубыточности теоретическим показателем, определяемым на идеальной модели. В реальности при выпуске множества наименований товара расчёт будет выглядеть гораздо сложнее.

Недостатки модели:

  • В действительности абсолютное равенство между произведённой и реализованной продукцией труднодостижимо. На соотношение этих величин влияет спрос, который может колебаться в зависимости от сезона, появление новых конкурентов или изменение предпочтений потребителей и т. д. Также оказывают влияние новые технологии, оборудование – эти явления также игнорируются при определении показателя.
  • Расчёт точки безубыточности возможен при постоянных ценах и относительно низкой конкуренции.
  • Игнорируются инфляционные процессы, которые влияют на стоимость сырья, транспортировки и др.
  • Формула не подходит для использования субъектами малого предпринимательства, у которых оборот товара нестабилен.

Выручка и расходы при достижении точки безубыточности сравниваются. Последующий рост первого параметра обеспечивает прибыль предприятия.

При росте объема продаж необходимо всегда следить за издержками и рентабельностью. Если выручка растет, а финансовые показатели в то же время падают, то наращивать производство по соответствующему товару нет смысла. Расширение должно осуществляется за счет сетевой модели бизнеса (новые кафе, магазины и т. д.). Каждая торговая точка оперирует лишь той выручкой, которая дает возможность достигнуть макальной прибыльности.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Забрать подарок
100 рабочих бизнес-идей
Скачать бесплатно
Полезные материалы
для предпринимателей
Полезные материалы
для предпринимателей
Скачать 8,1 MB 3,2 MB
Открываем доступ в закрытый
клуб предпринимателей
Получить доступ на месяц