Статья
Для руководителей
14 июня 2023

Методы и типы принятия управленческих решений

Содержание
  1. Что называют управленческим решением
  2. Этапы принятия управленческих решений
  3. Типы управленческих решений
  4. Основные методы принятия управленческих решений
  5. Как зарабатывать на маркетплейсах в 2024 году
    Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»

Зачем нужны? Любой руководитель должен принимать решения самостоятельно или делегировать эту задачу подчиненным. Это влияет на прибыль предприятия, его успешность и благосостояние сотрудников. Конечный результат зависит от методов принятия управленческих решений, которые выбирает руководитель.

Что учесть? Но для начала руководитель должен разобраться, что значит управленческое решение, от чего оно зависит, и только тогда изучать подходящие методы.

Что называют управленческим решением

Управленческое решение — это выбор, который делает руководитель в процессе осуществления своих непосредственных задач. Описывая данное понятие, менеджмент дает четкие его характеристики:

  • директивы от начальства к подчиненным;
  • компетентность руководителя, принимающего решение;
  • направленность на реализацию целей компании;
  • выполнимость поставленных задач.

Что называют управленческим решением

Допустим, менеджер сделает заявление о том, что компании стоит выбрать другую сферу деятельности. Такое решение не будет считаться управленческим, поскольку данный сотрудник не в праве выносить вердикт подобного уровня. По этому поводу должен собираться совет директоров, который и оглашает направление деятельности фирмы. К тому же подобная ситуация противоречит субординации, поскольку отправляется снизу по иерархии.

Такие идеи можно предлагать на рассмотрение вышестоящему руководству. Если начальник посчитает ее целесообразной и отдаст приказ на реализацию, то это будет управленческим решением. Данная схема хорошо работает в тех компаниях, где руководство тесно общается с коллективом.

Принятие управленческого решения требует двух шагов:

  • Понимание того, что существует задача или проблемный вопрос.
  • Выбор наилучшего варианта разрешения возникших сложностей.
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
pdf иконка
Как в 5 шагов делегировать задачи, чтобы сотрудники выполняли их с первого раза
Как в 5 шагов делегировать задачи, чтобы сотрудники выполняли их с первого раза
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
то нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Чек-лист. Как презентовать себя по правилу 4П
42 пункта, которые помогут сформировать правильное представление о бренде
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

В качестве примера приведем две ситуации, одна из которых будет абстрактной, а другая исторической.

Первая: у крупной компании появился сильный конкурент на внутреннем рынке. Дабы не снижать объемы продаж, руководство видит выход из сложившейся ситуации в экспорте товаров в другую страну. Приказ директора и есть управленческое решение.

Вторая: в Китае в 1980-х годах Чжан Жуйминь стал руководителем убыточной фабрики по производству холодильников. Он приказал разбить молотком 76 бракованных изделий, что по тем временам стоило немыслимых денег для жителей поднебесной. Такой шаг Жуйминь предпринял в целях доказательства своего добросовестного и честного подхода к изготавливаемой продукции. На сегодняшний день этот знаменитый во всем мире завод носит название Haier и является одним из крупнейших производителей бытовой техники.

Этапы принятия управленческих решений

Когда руководитель ищет эффективное решение, он в итоге выбирает то, которое принесет наибольшую пользу компании в долгосрочной перспективе. Если не соблюдать определенные правила, существует риск, что менеджер сделает неправильный выбор, а это всегда опасность для бизнеса. По этой причине был выработан конкретный алгоритм для обнаружения проблем и принятия решений. Эта последовательность официально стандартизирована и имеет место применения в большинстве крупных компаний.

Этапы принятия управленческих решений

Итак, в современном мире существует несколько методов принятия управленческих решений, однако, все они состоят из пяти основных этапов.

Объяснить проблему

Разберите ситуацию как можно более подробно. Ваша задача понять, что нужно сделать, чтобы решить проблему. Рассмотрите степень продуктивности сотрудников, различные результаты и показатели. Определитесь с целями. Проведите различия между возможными вариантами и желаемым решением. Объясните, как вы хотите изменить сложившуюся ситуацию и что по итогу надеетесь от этого получить.

Формулируйте конкретные цели, например, увеличить продажи товаров группы А на 35% или снизить текучесть рабочей силы втрое. Четко поставленные задачи позволят оценить точность управленческих решений и впоследствии, при необходимости, скорректировать установленный план.

Собрать информацию

Для достижения установленных целей и решения возникших проблем необходимо владеть конкретной информацией. Данные должны быть как можно более подробными, учитывающими текущую ситуацию, опыт и навыки тех, кто участвует в производстве, какие материалы и техническое оборудование имеются в наличии, а также условия работы.

Важно получить подробные ответы о том, чем располагает организация, как и какими ресурсами она распоряжается, насколько бережно компания относится к запасам и т. д. Кроме того, на данном этапе будет не лишним изучить подобный опыт у конкурентов. В итоге у вас должна быть сформирована так называемая база данных, которая будет уместна в контексте принимаемого управленческого решения.

Разработать выход из сложившейся ситуации

На данном этапе ваша задача заключается в том, чтобы придумать несколько альтернативных вариантов управленческого решения. Сравните их по таким параметрам, как вероятность успеха, необходимые ресурсы, конкретные методы реализации и используемые технологии. Затем на основе методологии принятия управленческих решений выбирается наиболее подходящее и выгодное для компании.

Внедрить установленный план

Это этап реализации управленческого решения. Здесь необходимо подробно описать состав команды, ответственной за выполнение задачи, а также сроки и объем полномочий. Следует грамотно распределить комплекс работ на тех, кто будет их выполнять.

Контролировать и корректировать работу

Это то, что необходимо осуществлять на каждом этапе реализации группы задач. Чем быстрее происходят изменения, тем легче управлять системой. С этой целью существуют отчетность и обратная связь. В идеале после внесения изменений в план управления необходимо периодически собирать и анализировать данные.

Типы управленческих решений

Существует следующая классификация типов принятия управленческих решений, позволяющая четко выделить необходимость применения каждого из них в той или иной проблеме:

Личные и организационные

Примером первого может служить покупка оборудования для производства у бренда, который нравится руководителю. Или аренда офиса недалеко от дома, чтобы ему легче было добираться. Это косвенно влияет на работу, поскольку сотрудники могут не разделять мнение начальника.

Типы управленческих решений

Организационные решения всегда принимаются в интересах компании. Клиенты, менеджеры, поставщики, сотрудники – все остаются в плюсе. Они непосредственно влияют на организацию и могут быть делегированы. К таким решениям относятся изъятие бракованной продукции из торговых партий, грамотный подбор персонала и т. д. Они непосредственно влияют на организацию и могут быть делегированы.

Индивидуальные и групповые

Индивидуальные решения касаются рутинных действий, таких как своевременная сдача отчетов или согласование объема партии на продажу. Они принимаются лично руководителями, главными бухгалтерами и менеджерами.

В отличие от индивидуальных, групповые решения согласовываются людьми, которые собрались вместе для этой цели. Например, на собрании учредителей поднимается вопрос о новом проекте или о кардинальной смене деятельности. Подобные решения должны быть полноценно обсуждены и согласованы, поскольку они имеют далеко идущие последствия и влияют на работу всей компании.

Запрограммированные и незапрограммированные

Запрограммированными называются решения, которые повторяются с определенной периодичностью. Сюда относятся отгрузка продукции клиентам, выплата зарплаты сотрудникам и предоставление различных отчетов. Существуют протоколы, правила и соглашения, которые делают эти действия простыми и точными.

Незапрограммированные решения принимаются в нестандартных ситуациях, для которых не существует готовых формул.

Для того чтобы сделать выбор, который приведет к хорошим результатам, необходимо собрать все данные и тщательно их рассмотреть, часто в условиях неопределенности. Такие решения принимаются высшим руководством, в отличие от запрограммированных.

Рутинные, административные и стратегические

Рутинные решения не требуют особых размышлений. Они, как правило, связаны с краткосрочными ежедневными процессами и не оказывают большого влияния на работу организации повторяются. Такие задачи могут быть делегированы специалистам и менеджерам низшего звена. Административные решения имеют отношение к реализации стратегии.

Они могут приниматься руководителями среднего звена. А вот стратегические решения являются наиболее важными, относящимися к дальнейшей судьбе всей компании. В отношении них выбор делает только руководитель компании.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

Каждый владелец бизнеса вынужден предпринимать радикальные действия, чтобы выжить при нестабильной мировой экономике.

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить средний чек продаж ваших менеджеров на 60%

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Основные методы принятия управленческих решений

Существует ряд конкретных систем и методов принятия управленческих решений. Чтобы применять их на практике, необходимо точно понимать, какие в итоге будут последствия. Неправильно подобранный метод может негативно отразиться на деятельности всей организации.

Итак, в менеджменте существует три типа методов принятия управленческих решений.

Эвристические

Также известны как неформальные. Они в значительной степени полагаются на аналитические способности менеджера и сочетают в себе логику и приемы для выбора наилучшего решения. Суть в том, что сравниваются варианты с практической и теоретической точки зрения и учитывается опыт руководства.

Основные методы принятия управленческих решений

Здесь важную роль играют интуиция и управленческие инстинкты менеджера. Это делает возможным быстрое принятие решений, но при этом существует большой риск сделать неправильный выбор.

Информация также может быть получена от сотрудников юридического отдела, экономистов, финансистов и бизнес-консультантов. Существуют также письменные источники — газеты, торговые журналы, брошюры, коммерческие предложения конкурентов и годовые отчеты.

Коллективные

Здесь важно понимать, кто и какую роль играет в принятии решения на каждом этапе обсуждения. Формирование рабочих групп должно быть основано на компетентности людей в поставленном вопросе. Также важны креативное и конструктивное мышление, коммуникабельность и дивергентный подход к решению проблемы.

Групповая работа может принимать различные формы, включая собрания, комитеты и конференции. Мозговой штурм — хорошо известный метод принятия решений. Он подходит для ситуаций, когда требуется нестандартное видение исхода, а времени на выработку идей совсем мало. Наиболее популярным является словесный мозговой штурм, при этом на всех этапах обсуждения должно быть не более 10 участников. Среди коллективных методов можно выделить:

  • «мнение жюри»

Суть этого метода заключается в том, что эксперты из разных областей, даже не связанных с рассматриваемым вопросом, обсуждают выбранный пункт повестки дня. В состав жюри входят руководители подразделений, ответственных за принятие управленческого решения. Разработанные инициативы фильтруются через экспертов, что повышает их обоснованность.

  • метод «Дельфы»

Это наиболее точный метод принятия решений, хотя и требующий много времени. Он проводится в несколько этапов и включает в себя обширную анкету. В конце каждой партии эксперты уточняют результаты и корректируют их. Затем тот проект, в который было внесено наибольшее количество поправок, используется в качестве основного решения.

  • экспертная оценка

Это метод, при котором компетентный человек исследует сложный вопрос. Заключение эксперта фиксируется в специальном документе для записи проведенных расследований и алгоритма рассмотренных действий. Такой метод принятия управленческих решений используется, когда исходных данных недостаточно или необходимо искать альтернативные ответы.

Количественные

Эти методы основаны на научных и практических исследованиях и опираются на суждения, возникающие в результате обработки больших объемов информации компьютерами. Временной анализ может быть проведен путем оценки ситуации на основе того, что произошло в прошлом, максимально приближенно к тому, что произойдет в будущем.

Метод позволяет прогнозировать спрос на товары и услуги, оценивать потребности компании в запасах и персонале, а также делать предположения о системе продаж.

  • Причинно-следственное моделирование

Этот метод требует тщательного изучения статистических связей между рассматриваемыми величинами и другими компонентами. Он может быть использован для прогнозирования появления новых конкурентов, изменения выручки и т. д.

  • Математическое моделирование

Используется, когда речь идет о больших объемах цифровой информации. Если собраны все необходимые данные, то этот метод будет эффективен. Даже малейшее упущение может привести к принятию неверных решений.

Математическое моделирование

Как видите, методов разработки и принятия управленческих решений довольно много. Однако необходимо четко понимать процессы, связанные с работой компании. Только в таком случае вы сможете выбрать подходящий метод и быть уверенным в положительном результате.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Забрать подарок
100 рабочих бизнес-идей
Скачать бесплатно
Полезные материалы
для предпринимателей
Полезные материалы
для предпринимателей
Скачать 8,1 MB 3,2 MB
Открываем доступ в закрытый
клуб предпринимателей
Получить доступ на месяц