Кейс. Как малому бизнесу проверить идею и запустить новую услугу
Кейс

Кейс. Как малому бизнесу проверить идею и запустить новую услугу

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Гипотеза станет трендом? Пока не проверишь и не ошибешься — не узнаешь. Сравним два спецпроекта онлайн-сервиса аренды вещей Next2U и посмотрим, как получаются рабочие точки роста.

Next2U — это онлайн-сервис, который помогает брать на время и сдавать свои вещи. За пять лет мы попробовали много новых бизнес-идей. Некоторые уже удались: например, как тест-драйв детских товаров и электроники. Другие пока не сработали — начнем с одной из таких.


Сооснователь сервиса Next2U

Попытка №1. Круто, но пока нет

В 2015 году мы запускали стартап и знакомились с прокатами Москвы. Почти все они вели учет в Excel или «Блокноте». Универсальной системы для прокатного бизнеса не было. Мы выяснили: свыше половины опрошенных прокатчиков хотели бы перейти в новую, более удобную среду.

Тогда мы и сделали СУП, систему управления прокатом. Базовый вариант был и остается бесплатным — это бонус для лояльных прокатов. Но к 2020 году мы отметили, что меньше 10% активных арендодателей пользуются системой на сайте. От привычных файлов отказались немногие.

Выводы:

  • Ожидания разошлись с реальностью: прокаты хотели работать в удобной системе, но в то же время не могли выделить время на то, чтобы ее освоить. Пока предстоит долгая работа над прививанием новой привычки.

  • Мы много сделали за них и бесплатно, упустив из вида важный момент: когда человек не вкладывает во что-то свои временные или финансовые ресурсы, он это меньше ценит.

  • Мы потратили ресурсы на создание СУПа и продолжаем оптимизацию. Но систему нужно и продвигать — доносить пользу до бизнеса. Результаты пока не очень, но и мы не сдаемся.

Попытка №2. Идея, которая сработала

Поиск идеи

У нас небольшая команда небольшая, вместе с разработкой — 25 человек. Любой может предложить идею линейному руководителю. Тот критикует в меру, показывает узкие места. Если сотрудник возвращается с примерным планом, шагами и возможным результатом — думаем над реализацией.

Так один из нас осознал «боль» нынешних родителей. Есть много классных товаров, но как выбрать подходящий? Так мы пришли к идее тест-драйва.

Люди хотят беговую коляску или самое безопасное автокресло — но боятся оставить 20–100 тысяч за вещь, которая не подойдет. Или подойдет частично, что еще обиднее. Много нюансов: размеры, вес, реакция ребенка.

Похожие заявки были и у нас в аренде: люди брали вещи на три дня или на неделю, чтобы пробовать перед покупкой. Так и с тест-драйвом, на пробу дают вещь в хорошем состоянии, но не обязательно новую. Если подошла — люди доплачивают разницу между стоимостью услуги и покупкой, затем получают новый товар в упаковке.

Курс

Разработка продукта: проверка и тестирование гипотез

Научиться создавать продукты

В чем отличие тест-драйва от аренды

При аренде вещь берут в пользование за определенную сумму и возвращают. При тест-драйве есть два варианта развития событий:

1. Вещь точно также возвращают, оплатив аренду;

2. Вещь выкупают за вычетом стоимости аренды. То есть от аренды не сильно отличается, разница лишь в том, что при обычной аренде обычно нет опции выкупить вещь. Также арендуют обычно вещь на один раз, а на тест-драйв берут то, чем планируют пользоваться регулярно, если подойдет.

Ключевая разница между арендой и тест-драйвом в том, что человеку нужна вещь в постоянное пользование, он в поиске подходящей, и именно вендор или дистрибьютер предлагают клиенту бесплатный тест-драйв перед покупкой. Если покупка не случится нужно будет заплатить за аренду.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Как реализовали идею

Мы пошли к брендам детских товаров и электроники, не все согласились работать сразу. Но уже в феврале 2020 года, через пару месяцев после обсуждения идеи, мы запустили пилот с брендом Thule (Швеция), производителем товаров для активного семейного отдыха. Компания предоставила беговые коляски, эргорюкзаки для походов с детьми, велокресла и мы открыли центр выдачи продукции на тест-драйв в Москве.

Позже партнерами стали Britax с детскими автокреслами и Hobot с роботами-мойщиками. Сейчас с тест-драйвом работают более 10 брендов. Это хорошее предложение от вендора своим дистрибьюторам и конечным покупателям — они продвигают его.

Как мы сотрудничаем с партнерами

Тест-драйв — это инструмент продаж для дистрибьютеров и вендоров, мы в данном случаем выступаем оператором, оказывающим услугу. Отношения с партерами такие:

Бренд предоставляет в наш тест-драйв центр те товары, которые больше всего вызывают вопросов у клиентов. Обычно достаточно 3-7 единиц, ответственность за эти вещи лежит на нас. И анонсирует у себя, как среди дистрибьютеров, так и среди конечных покупателей: «Производитель настолько уверен в качестве своего товара, что предлагает бесплатный тест-драйв перед покупкой на несколько дней». Контакты заинтересовавшихся продавец передает нам, мы обрабатываем заявку и осуществляем весь процесс.

Также в наш тест-драйв центра люди приходят, увидев рекламу или предложение на нашем сайте. Там мы оформляем продукцию на тест-драйв, и если она подходит клиенту, то меняем на новый, нераспакованный товар. Продавцы из магазинах, где реализуется продукция брендов, направляют к нам потенциальных покупателей, которые не могут решиться на покупку.

В нашей общей таблице продавец видит статус каждого клиента, подробный фидбек от клиентов по результатам тест-драйва. Эта услуга по обеспечению тест-драйва с нашей стороны стоит +- 10% РРЦ (рекомендованная розничная цена) в случае продажи товара, может варьироваться в зависимости от маржинальности и стоимости товара.

В случае, если мы завершаем сотрудничество с партнером, предоставленный ассортимент ему возвращается. Нам также важна идея тест-драйва, как осмысленной покупки — мы тоже участвуем в ее продвижении. Иногда помогаем бренду готовыми рекламными кампаниями или разрабатываем совместные.


Сложнее всего «продавать» идею рядовым сотрудникам брендов. Обычный менеджер думает только про оптовые продажи — и точка. Эту систему мышления сложно сломать.

Руководители все понимают. Нестандартный канал продаж и пиара: «Мы настолько уверены в качестве, что даем попробовать бесплатно». Плюс им нравится, что технически тест-драйв внедряем мы. Для них работы на пару часов, а потенциальный выхлоп хороший.

Поэтому тест-драйв для брендов это инструмент продаж. Такой же, как и покупка в кредит. С рекламой через контекст, инфлюенсеров, таргет. При этом работает и в офлайне. У клиента сомнения — продавец отправляет его на тест-драйв, а мы выдаем и принимаем вещи.

Оценка результатов

К ноябрю 2020 году мы закончили первую «боевую стадию»: создали общий мультибрендовый сайт с каталогом и отдельные монобрендовые промо-страницы. Провели первые сделки и оценили фидбек.

Что мы выяснили, проверив свою гипотезу

Высокая конверсия. Примерно 80% клиентов тест-драйва покупают вещь, даже если она дорогая. Мы так и знали! На наш взгляд партнеры производят действительно качественные товары.

Но 20% вещь не подходит. Бывает, коляска не поместилась в лифт. Либо родители попробовали беговую модель коляски и решили, что это не их спорт. Таким клиентам тест-драйв помогает уберечься от неудачной покупки.

Тест-драйв — сам по себе фактор продажи. Не все клиенты доходят до реального тест-драйва. Сам факт того, что есть пробный период, помогает продавцу-консультанту убеждать. Клиент принял решение о покупке уже в магазине, а мы исключены из процесса.

Не все понимают, что это такое. Многие потребители не понимают суть тест-драйва, когда читают о нем у нас или на сайте партнера. Да, можно оставить заявку на звонок от менеджера — но не все доходят до этого этапа.

Поэтому в новой версии мы снимаем максимум вопросов уже на сайте. Плюс осознали, что тест-драйв нужно продвигать активнее — тогда люди поймут, как это удобно.

Подходит не всем брендам. Есть 3 стоп-фактора. Тест-драйв не пойдет, если:

  • Товар чаще покупают импульсивно.

  • Средний чек меньше 20 тысяч рублей, низкая маржинальность.

  • Качество товара объективно не самое высокое.

То есть нет смысла запускать услугу для детского автокресла за 8–10 тыс. р. — особенно если оно немного устарело и не соответствует последнему стандарту i-Size.

Курс от Нетологии

Customer Development. Как узнать, что хочет ваш клиент

Путь от тестирования до реализации

Почему это важно

Тест-драйв пока на самом старте, зато опыт точно поможет в следующем спецпроекте — подписке на вещи. Например, родители берут подписку на игрушки на месяц. И меняют их для ребенка хоть каждые три дня: меньше ненужного хлама, больше развлечений.

Мы проверяем гипотезы с готовой аудиторией и технической платформой. Если у вашего бизнеса другие сильные стороны и идеи — попробуйте уделить им по пять минут в день на протяжении недели. А затем уже решайте, стоит ли развивать дальше. Так делали предприниматели во все времена — даже в самые жестокие кризисы.

Читайте также

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии