Ограничительные меры, связанные с второй волной коронавируса, затронули всех, если не напрямую, то косвенно. Мы узнали у владельцев салона красоты, турфирмы, it-компании и других предпринимателей, как они справлялись весной 2020 и что делают сегодня, чтобы продолжать работать.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Содержание
🎨 Дизайн-студия: повышение стоимости заказа
Роман Горбачев, основатель дизайн-студии «Логомашина»
Во время первой волны нам пришлось изменить подход к ведению бизнеса, повысить доходы и структурировать внутренние процессы: мы увеличили чек с 80 000 рублей за логотип и фирменный стиль до 300 000 рублей.
Принимая решение, мы руководствовались первым правилом McKinsey — «В случае любой финансовой угрозы — повышай цены».
Раньше к нам приходил клиент со словами: «Нам нужен только логотип, ну и фирменный стиль — буквально цвета выбрать», и мы делали экспресс-дизайн: три варианта логотипа + гайд с фирменными цветами. Это стоило 80 000 рублей. Теперь мы так не делаем. В чек 300 000 рублей входит дизайн-исследование конкурентов и комплексная разработка фирменного стиля. Кроме того, мы также начали заниматься полноценным брендингом: разрабатываем нейминг, стратегию позиционирования.
Это позволило экономить практически 80% времени и фокусироваться только на крупных сделках, уделяя должное внимание каждому клиенту.
🕰 Часовая мануфактура: онлайн-направление, работа с иностранными покупателями
Константин Чайкин, часовой мастер, изобретатель, основатель мануфактуры «Константин Чайкин»
Если раньше выставки были основным драйвером продаж — там мы знакомили клиентов и прессу с нашим продуктом, то в 2020 году отсутствие подобных мероприятий напрямую повлияло на продажи.
Но у нас было второе направление — работа с аудиторией через интернет, и оно никак не изменилось. Частота, объем и количество онлайн-коммуникаций остались на прежнем уровне. Это помогло нам выстоять тогда, и помогает сейчас.
80% наших покупателей находится за границей. У многих клиентов присутствуют различные негативные ожидания, некоторые потеряли свой бизнес, снизился их доход. Чтобы сохранить это направление, мы делали различные онлайн-мероприятия, трансляции, плотно работали с Facebook и Instagram. Это помогло коммуницировать с зарубежной прессой и выстоять в непростой период первой волны кризиса. Поскольку международные перевозки и брокерские компании работали и работают сейчас, мы может делать экспортные отправки нашей продукции клиентам.
В будущем, чтобы снизить риск (из-за отсутствия выставочных мероприятий), мы планируем начать работать с дистрибуцией, международным ритейлом.
Не все наше производство можно перевести на удаленку. Хорошо, что у нас был небольшой задел по произведенной продукции и комплектующим. После выхода из локдауна мы смогли наверстать упущенное и сейчас, понимая, что в любой момент можем закрыться на карантин, делаем небольшой производственный запас вперед.
💇🏻♀️ Салон красоты: отказ от нерентабельных услуг и дистанционные продажи
Маргарита Андрианова, основатель студии Dajmur
Салонный бизнес должен быть всегда наготове к худшему повороту событий. За весенне-летнее время нам удалось разработать антикризисный план действий.
Мы перевели товары и услуги в интернет-пространство. Очень важно объяснить клиенту, какие проблемы и потребности он может закрыть, делая покупки у нас.
Мы активно продавали уходовую косметику, наборы профессиональных красителей с индивидуальными рецептами и видео-уроками нанесения.
Заменили услуги наращивания волос на продажу готовых изделий с доставкой по всему миру (трессы на заколках, накладные хвосты, челки — все то, что можно надеть без помощи стилиста).
Мы настроили дистанционный подбор изделий из волос, без очного присутствия в студии.
У нас постоянно работала контекстная реклама, даже в период локдауна. Пользование интернетом в период карантина значительно возросло, что позволило нам обрести новых клиентов, когда салон открылся в июне.
Мы сократили расходы: отказались от нерентабельных товаров и услуг. Заморозили идеи по расширению штата, если в этом не было острой необходимости.
Сокращение расходов позволило позволило обрести «финансовую подушку» на случай повторного закрытия.
😷 Производство интерактивного оборудования: вложились в новый продукт
Владимир Буйвидис, производство интерактивного оборудования «Фабрика Инноваций»
Наш бизнес напрямую связан с мероприятиями, поэтому мы оказались в непростом положении. Встал вопрос: либо сокращать команду, либо искать новые решения.
Таким образом в момент снижения прибыли, компания решила рискнуть и вложиться в разработку нового оборудования для предотвращения эпидемии.
Мы стали производить бесконтактные санитайзеры различного опционала и размеров, вендинговые аппараты для выдачи масок, кабины и туннели для дезинфекции, сканеры для считывания температуры и наличия маски на лице и многое другое.
Мы понимали, что это большой риск с учетом огромного потока подобного оборудования из Китая, но нам удалось сделать дешевле, обеспечить обслуживание, а также производить оборудование под заказ с учетом пожеланий по форме и другим параметрам. Спустя короткое время к нам стали приходить заказы. Это позволило компенсировать финансовые потери и сохранить команду, которая подбиралась годами.
👨🏼💻 IT-компания: автоматизированные процессы и диверсификация бизнеса
Григорий Бурденко, генеральный директор IT-компании DD Planet
Чтобы минимизировать влияние внешних кризисов, необходимо диверсифицировать бизнес.
Если какая-то услуга или проект окажется убыточным в конкретный период, то остальные направления помогут поддерживать компанию и снизят риски. Например, деятельность нашей компании разделена на три крупных блока: агентские проекты, интеграционные и собственные. Каждое направление также диверсифицировано внутри.
Что касается автоматизации бизнес-процессов, а это очень важно в условиях удаленки, то нам повезло: сотрудники распределены по трем городам, поэтому никаких новых навыков для удаленного взаимодействия никому не пришлось осваивать. Что касается бэк-офиса, то во время карантина часть процессов корпоративного портала мы доработали и запустили ряд новых.
Сейчас мы автоматизировали все: кадровое делопроизводство, оплату счетов, оформление отпусков, телефонию и прочее.
🏝Турфирма: сокращение расходов и выход на новые рынки
Анисия Евдокимова, генеральный директор Московского филиала событийно-туристического холдинга «Фаворит»
Мы c 1993 года работали как туроператор по въездному туризму. В марте 2020 года туризма не стало. Если говорить о потоке иностранных туристов, посещающих РФ, его нет до сих пор и не предвидится в обозримом будущем.
Этап 1. Тотальное сокращение затрат. В первую очередь, мы закрыли офисы в Москве, Петербурге и Ярославле. Мы раздали ноутбуки сотрудникам, всем, кому необходимо — принтеры, и продолжили работать в урезанном режиме.
Также мы поменяли тарифы на сим-картах сотрудников, отключили IP-телефонию, перевели тариф нашей CRM-системы на более дешевый — тщательно пересмотрели всю структуру затрат.
Данных мер на пару месяцев существования должно было хватить, но пандемия затянулась на куда более долгий срок, чем мы могли предположить.
Этап 2. Мозговой штурм и попытки выйти на новые рынки. Мы начали думать, как еще мы можем зарабатывать в период отсутствия туристов и туризма в целом.
Многие коллеги обращались за консультациями после моего выступления на конференции СПИК. Это натолкнуло на мысль, как выйти из кризиса: если уж туризм «встал на стоп», можно делиться нашей экспертизой в других вопросах.
В апреле 2020 мы запустили онлайн-академию в нашей отрасли nadomu24.ru. Первое время онлайн-школа давала неплохие результаты: поступления денежных средств и занятость для наших сотрудников, но вскоре стало ясно, что в долгосрочной перспективе делать ставки на этот проект не стоит.
Этап 3. Новый проект. Мы продолжили думать и собирать идеи. Тогда и родилась идея создать национальный маркетплейс для музеев — Biletarium. Мы поняли, что в постковидный период иностранные туристические компании будут исключать посредников — российских туроператоров — из процесса бронирования туруслуг, чтобы снизить стоимость.
Мы поняли, что остается лишь одна туристическая услуга, недоступная для иностранных туроператоров — билеты в музеи России, так как сами музеи не заключают договоры с иностранными юридическими лицами. Поэтому решили разработать площадку, на которой в том числе иностранные компании смогут приобретать билеты в музеи, так ее и назвали — Biletarium.
Сейчас мы подали заявку на получения грантовой поддержки проекта у Ростуризма и в целом рассчитываем продержаться период второй волны за счет привлеченных средств. Когда есть проработанная, качественная, значимая идея — есть возможность привлекать инвестиции на ее реализацию.
Рынок уже не станет прежним, вряд ли нам удастся вернуться к изначальной модели бизнеса и продолжать работать с иностранными туристами на территории РФ.
Поэтому основной совет — оцените изменения, которые произошли на рынке. Будет ли ваш продукт по-прежнему востребован на рынке или же его нужно основательно переработать?
🧒🏼 Сеть частных детских садов: расширение линейки услуг
Виктория Боева, Preschool Discovery
Preschool Discovery — сеть частных английских детских садов и клубов. Первый детский сад был открыт 9 лет назад, сейчас сеть насчитывает 25 филиалов. В 2019 году оборот сети составил 380 млн рублей.
В связи с карантином мы перепрофилировались в онлайн, перешли в digital-формат. Сделали не просто занятия в Zoom, а сформировали образовательную платформу, адаптировали программу, научили каждый детский сад снимать и монтировать видео.
Также мы расширили линейку продуктов, добавили групповые и индивидуальные онлайн-занятия по английскому языку и даже разработали интерактивные пособия для детей.
Сейчас обсуждаем создание новой франшизы.
Мало создать новый продукт, нужно доказать родителям, что за него стоит платить. Поэтому мы научились продавать по-новому. Отзывы родителей, их благодарности придают сил и доказывают, что нам удалось перейти на новый уровень.
💶 Консалтинговая компания: работа с базой и партнерами
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp
Вот что мы в своем бизнесе сделали весной.
Активнее начали работать с базой клиентов: проверили и откорректировали скрипты, возобновили ситуационный маркетинг.
Срезали все затраты на развитие: на новые проекты, стратегические задачи по бренду — все то, что имело очень продолжительный отложенный эффект.
Запустили актуальную услугу — антикризисные консультации. Цель этого продукта — не заработать на нем в моменте, а дать поддержку тем клиентам, которые сейчас не могу себе позволить полный пакет. Итого — вернули несколько клиентов, расширили базу, сохранили лояльность.
Активизировали работу с партнерами, до которой раньше руки почти не доходили: продумали совместные проекты, чтобы с минимальными затратами выходить на новую аудиторию.
Я сам лично начал работать не только с крупными клиентами, как раньше, а контролировать взаимодействие с каждым.
Итог всех этих мероприятий — на текущий момент работаем на пределах мощности, хотя никого не сокращали, просто весной не стали расширять штат и получили отдачу от тех действий, которые предпринимали 3—4 месяца назад.
13 идей, которые помогут бизнесу:
1. Изменить структуру затрат: возможно, отказаться от офиса, отключить IP-телефонию, выбрать более дешевые тарифы сервисов для бизнеса.
2. Автоматизировать бизнес-процессы.
3. Отказаться от нерентабельных товаров и услуг.
4. Работать с меньшим количеством клиентов, но повысить качество услуги/ расширить услугу.
5. Диверсификация товаров/услуг.
6. Задействовать канал онлайн-продаж (сайт, соцсети, маркетплейсы).
7. Дистрибуция и взаимодействие с ритейлом.
8. Правильно позиционировать продукт: объяснить клиентам, за что они платят деньги.
9. Больше коммуницировать с аудиторией в интернете, использовать актуальные инфоповоды (ситуационный маркетинг).
10. Активнее работать с базой клиентов: откорректировать скрипты и обучить сотрудников.
11. Проводить совместные проекты с партнерами.
12. Пересмотреть свой продукт в соотношении с ситуацией на рынке.
13. Если он больше не актуален, искать новые идеи.