Что такое бизнес-план и как его составить
Событие

Что такое бизнес-план и как его составить


Аудиоверсия этой статьи

Зачем предпринимателю бизнес-план, как его составить и как применять, рассказывают эксперты компании LPGenerator. Они предлагают шаблоны для составления одностраничного и развернутого бизнес-планов


Профессиональная Landing Page платформа для бизнеса

Реклама, ПАО Сбербанк

Откройте бизнес и получите 3 000 ₽ на счёт нового бизнеса

Открыть бизнес и получить 3000 ₽

Что такое бизнес-план

Под бизнес-планом понимают документ, где содержатся сведения о будущей компании, ее деятельности и перспективах. В этом документе прописывают бизнес-идею проекта; обозначают продукты компании — товары, которые она будет выпускать, или услуги, которые будет оказывать; приводят анализ рынка и конкурентов; указывают каналы и стоимость привлечения клиентов. Часто добавляют расчеты, связанные с деятельностью компании.

📌 Совет
Подробные финансовые выкладки, графики, прогнозы и результаты предварительных исследований для проекта обычно размещают в приложении к бизнес-плану. Предприниматель может составить бизнес-план самостоятельно, а может доверить эту работу специалисту.

Реклама, ПАО Сбербанк

Откройте бизнес и получите 3 000 ₽ на счёт нового бизнеса

Открыть бизнес и получить 3000 ₽

Чем бизнес-план отличается от финансовой модели

Начинающему предпринимателю важно понимать, что бизнес-план и финансовая модель — не одно и то же.

В бизнес-плане, где подробно и с расчетами описан весь проект, есть конкретная программа действий на годы вперед. Финансовая модель представляет собой таблицу с исходными данными по выручке, прибыли и остаткам средств. Такая таблица позволяет на основе имеющихся показателей предсказать будущие.

Финмодель используют, чтобы рассчитать прибыль в зависимости от разных обстоятельств, понять, какой сценарий окажется наиболее выгодным, а какой приведет организацию к убыткам. Нередко финансовую модель с прогнозными показателями включают в бизнес-план.

Чем полезен бизнес-план

Составление бизнес-плана может потребовать больших усилий, но этот шаг имеет огромное значение. Грамотно подготовленный документ дает ряд преимуществ:

  1. План помогает наметить для бизнеса путь с самого начала. Это дает владельцу представление о том, в каком направлении двигаться, на достижении каких целей необходимо сосредоточиться в первую очередь. Развитие бизнеса идет по плану, все лишнее отсекается. Есть понимание, куда движется проект. Если же он не выходит на прогнозируемые показатели, в отведенное время, появляется шанс вовремя скорректировать стратегию и избежать негативных последствий. 

  2. Предприниматель получает четкое представление о жизнеспособности бизнес-идеи. Найти средства для нового предприятия, развивать его и через год понять, что оно убыточно, несоизмеримо дольше и дороже, чем подготовить бизнес-план. 

  3. Бизнесмен на старте узнает, какие ресурсы необходимы для достижения успеха. Под ресурсами имеются в виду не только финансовые вложения, но и они тоже. Понимание, сколько нужно инвестировать денег, сил и времени в новый проект, позволяет отказаться от идеи и не тратить средства и энергию впустую или, напротив, конкретизирует поиски необходимых ресурсов. В каждом случае предприниматель выигрывает. 

Инициатор проекта лучше понимает, что ему известно, а что — нет. Среди «слепых пятен» могут оказаться серьезные риски или данные, указывающие на необходимость дополнительных инвестиций. Бизнес-план позволяет обнаружить пробелы и восполнить информацию.

В этой статье рассмотрим два варианта бизнес-плана: простой одностраничный и более развернутый.

Одностраничный бизнес-план

Для начала можно взять за основу шаблон бизнес-модели. Это инструмент, разработанный бизнес-теоретиком Александром Остервальдером и представляющий собой одностраничный шаблон.

Одностраничный бизнес-план

Рассмотрим структуру этой модели детальнее:

  1. Ключевые партнеры: кто необходим для успеха вашего бизнеса?

  2. Ключевые процессы: что нужно сделать или чего достичь?

  3. Ключевые ресурсы: что вы можете использовать на благо вашего бизнеса?

  4. Ценностное предложение: каково ваше уникальное торговое предложение?

  5. Клиентские отношения: что играет важную роль в ваших отношениях с клиентами?

  6. Каналы продвижения: как люди узнают о вашем бизнесе?

  7. Целевые группы потребителей: как вы классифицируете своих клиентов?

  8. Структура затрат: куда будут потрачены деньги?

  9. Потоки доходов: откуда поступают денежные средства?

Вот пример того, как могла бы выглядеть завершенная канва бизнес-модели:

Заполненный шаблон бизнес-модели

Эта модель подойдет как для целого бизнеса, так и для отдельного продукта. Первое, что нужно заполнить — ценностное предложение.

Для этого необходимо ответить на эти вопросы:

  1. Что вы планируете делать?

  2. Какие потребности вы удовлетворяете?

  3. Каково ваше уникальное торговое предложение?

Будьте гибкими и старайтесь приспосабливаться по мере заполнения модели — помните, что она должна регулярно обновляться. Часто бывает так, что некоторые пункты меняются, дополняются по мере развития проекта. Эти изменения нужно отслеживать, фиксировать и доносить до сотрудников — так вы будете понимать свой проект и сможете принимать правильные решения.

Реклама, ПАО Сбербанк

Откройте бизнес и получите 3 000 ₽ на счёт нового бизнеса

Открыть бизнес и получить 3000 ₽

Подробный бизнес-план

Если с одностраничным планом вы разобрались и чувствуете, что нужен более детальный бизнес-план, следующая инструкция для вас. Классический бизнес-план состоит из 6 разделов.

Раздел 1. О вашей компании

В этом разделе — все, что известно о вашей компании, от корпоративной миссии до структуры организации. Начните с вашего ценностного предложения и расскажите, почему потребители должны выбрать вас, а не конкурентов. Далее раскройте миссию и видение вашей команды. Эти три пункта могут показаться вам схожими, но на самом деле они несут разный смысл:

  • ценностное предложение: почему клиент должен выбрать вас;

  • миссия: почему вы начали свой бизнес;

  • видение: на что ваша компания рассчитывает в будущем.

После этого можете описать вторичные, но тоже важные подробности. Например:

  1. Вы являетесь ИП, ООО или корпорацией?

  2. Когда был основан ваш бизнес?

  3. Что вы продаете?

  4. В какой отрасли вы работаете?

  5. Какова история вашего бизнеса?

  6. Какие краткосрочные и долгосрочные цели преследует ваша компания?

  7. Кто в вашей команде?

Раздел 2. Рынок и конкуренция

Далее вам нужно сосредоточиться на вашей нише — размере рынка, конкурентах. Чтобы качественно это проанализировать, используйте SWOT-анализ. Этот инструмент позволяет посмотреть на нашу со всех сторон: вы анализируете сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы. Подробно о том, как проводить SWOT-анализ, смотрите в курсе.

Курс

SWOT–анализ: эффективный инструмент развития бизнеса

Смотреть

Такой же анализ стоит применить к нескольком сильнейшим конкурентам — так вы будете знать о них больше, а значит, сможете превзойти.

Раздел 3. Маркетинговый план

Дальше стоит проанализировать клиентов и методы их привлечения. Самый простой и быстрый способ создать маркетинговый план заключается в проработке персоны покупателя (buyer persona) — вымышленного или реального персонажа, который соответствует образу вашего идеального клиента. Старайтесь описывать персоны как можно более реалистично, чтобы маркетинговый план можно было выстраивать вокруг них. При создании плана можно воспользоваться воронкой продаж.

Пример воронки потребителей.

Видео

Маркетинговая стратегия за 30 минут

Смотреть

Раздел 4. Ваши бизнес-операции

Этот раздел будет полностью посвящен повседневным операциям вашей компании — он должен разъяснять, как вы планируете создавать и реализовывать свой продукт или услугу. Углубитесь в детали производственных процессов и покажите, что у вас есть налаженный механизм ведения бизнеса, а также планы на случай непредвиденных ситуаций на рынке.

Внесите сюда следующую информацию:

  1. Сколько времени потребуется для изготовления определенного количества единиц продукта?

  2. Что было сделано для внедрения клиентского фидбека в производство вашего продукта или услуги?

  3. Какие процедуры у вас предусмотрены на случай резких скачков спроса на ваш продукт или услугу?

Помимо этого, можете рассказать о цепи поставок или последовательности событий, которые должны произойти, чтобы из начальной идеи ваш продукт воплотился в реальность. Цепь поставок может включать такие звенья:

  • поставщики: люди или компании, предоставляющие материалы, которые вы не производите сами;

  • объекты: где вы будете размещать ваш инвентарь или офисы;

  • персонал: ваши сотрудники и их обязанности;

  • оборудование: инструменты и технологии, которые нужны вам для ведения бизнеса;

  • фулфилмент: действия вашей компании с момента оформления заказа покупателем до получения им продукта;

  • инвентаризация: сколько инвентаря вы будете держать под рукой или хранить у стороннего партнера и как вы его отслеживаете;

  • поддержка клиентов: как будут использоваться и отслеживаться запросы, жалобы и возвраты клиентов.

Раздел 5. Бизнес-финансы

Вам нужен продуманный бюджет, который бы показывал, что вы действительно осознаете финансовую выполнимость своей бизнес-идеи.

В этом разделе вам стоит уделить внимание 3 ключевым аспектам:

  • прибыли и убыткам;

  • балансу;

  • движению денежных средств.

Лучше опираться на уже существующие данные за прошедший период.

Отчет о прибыли и убытках показывает вашу прибыль и убытки в течение определенного периода времени, а значит — позволяет вам оценивать чистую выручку. Как правило, он выглядит выглядит примерно так:

Пример отчета о прибыли и убытках.

Баланс характеризует ваш собственный капитал. С одной стороны уравнения у вас есть ваши активы за вычетом обязательств, а с другой — ваш капитал. Вот как выглядит бухгалтерский баланс:

Пример бухгалтерского баланса.

Отчет о движении денежных средств аналогичен отчету о прибыли и убытках за исключением одного важного фактора: он учитывает фактическую дату денежных поступлений и выплат и позволяет вам проводить финансовый анализ компании. Вот пример такого отчета:

Пример отчета о движении денежных средств.

Сервис

Получите кредит для бизнеса от Сбербанка на любые цели

Подать заявку онлайн

Раздел 6. Измерение успеха

И напоследок вы должны продумать график с реалистичными промежуточными целями и сроками их достижения. Это нужно по двум причинам:

  1. Вы будете сосредоточены на главной задаче и сможете отмечать маленькие победы вашей компании.

  2. Вы сможете быстро реагировать на проседания по срокам.

Установите для себя сложные, но реализуемые дедлайны и помните, что их всегда можно подкорректировать. Если вы будете постоянно отставать от намеченного графика, проблема может заключаться не в вашей исполнительности, а в плохо налаженных рабочих процессах. Так что старайтесь пересматривать их по мере продвижения к цели.

Курс

«Ваш успешный бизнес план» от Брайна Трейси

Смотреть

Какие ошибки делают чаще всего, составляя бизнес-план

Среди самых распространенных ошибок в бизнес-планах можно назвать следующие:

  1. Документ составлен неправильно. Это критично, если на основании бизнес-плана предприниматель планирует получить для организации кредит в банке, средства от инвестора или грант. В каждом из перечисленных случаев бизнес-план составляется по определенным правилам. О них стоит узнать заранее. Если у автора проекта нет опыта, то составлять бизнес-план самому рискованно. 

  2. Бизнес-план сложен для восприятия. К этому может привести отсутствие понятной структуры или объем документа больше 30 страниц. Важно оставить в нем только то, что действительно важно, и не расписывать то, что уже известно.

  3. Бизнес-план содержит сомнительные цифры. Все расчеты должны быть наглядными, а прогнозы обоснованными. Инвесторов смутят непроверенные цифры и нереалистичные ожидания по выручке. 

  4. В документе нет анализа конкурентов. Если указано, что конкурентов нет, это может означать две вещи. Первое — автор бизнес-плана ошибается. Второе — продукт принципиально новый, и рынка нет, что не всегда стоит считать преимуществом.

  5. В бизнес-плане нет проверенных сведений о потенциальных клиентах. Отсутствие таких сведений не позволяет оценить востребованность продукта и спрогнозировать объемы его реализации.

Закрепим

В бизнес-практике есть два эффективных способа составить бизнес-план: использовать простую одностраничную модель или более объемную.

Для одностраничного бизнес-плана нужно обдумать проект и вписать в шаблон следующие параметры:

  • ценностное предложение,

  • ключевые партнеры,

  • ключевые процессы,

  • ключевые ресурсы,

  • клиентские отношения,

  • каналы продвижения,

  • целевые группы потребителей,

  • структура затрат,

  • потоки доходов.

Подробный бизнес-план нужен если бизнес-модель устоялась и организация уже стабильно работает — для того, чтобы улучшать показатели. Также подробный бизнес-план нужен, чтобы показывать его инвесторам при привлечении финансов. При составлении подробного бизнес-плана нужно описать шесть пунктов:

  • информация о компании,

  • рынок и конкуренция,

  • маркетинговый план,

  • бизнес-операции,

  • финансы,

  • измерение успеха.

При подготовке развернутого бизнес-плана стоит избегать распространенных ошибок. Документ должен быть написан в соответствии с требованиями инвестора, иметь четкую структуру, содержать действительно важную информацию, проверенные цифры, анализ конкурентов и целевой аудитории.

Реклама, ПАО Сбербанк

Откройте бизнес и получите 3 000 ₽ на счёт нового бизнеса

Открыть бизнес и получить 3000 ₽

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам