Недействующих организаций, о которых забыли их учредители, намного больше чем недействующих ИП. Все потому, что ИП даже в случае приостановки деятельности, платит за себя страховые взносы в ПФР. И закрыть ИП, а потом открыть снова будет намного выгоднее, чем поддержание бездействующего статуса. В случае с организацией дела обстоят иначе. ООО можно заморозить без лишних затрат, при отсутствии сотрудников страховые взносы платить не нужно. Так брошенные организации и существуют, пока их не закроют или не продадут.
Сервисы для бухгалтерии и бизнеса
Продают ООО намного чаще, чем полностью ликвидируют. Процедура закрытия организации далеко не самая простая, законодательством установлено много формальностей, за которыми нужно уследить.
Проще всего продать свою долю в уставном капитале другим учредителям ООО, сделку можно оформить без заверения у нотариуса.
Продажа доли в уставном капитале третьим лицам требует к себе больше внимания и отягощает финансовыми затратами. Во-первых, такая возможность должна быть предусмотрена в учредительных документах. Во-вторых, договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса, а стоимость этой процедуры измеряется десятками тысяч рублей. Если продать организацию не получается, а держать больше нет смысла, можно добровольно ликвидировать ООО. Для того, чтобы вы ничего не упустили, мы расписали все шаги процедуры закрытия.
1. Оформляем положение о ликвидации
Решение о ликвидации фирмы принимается собранием учредителей и оформляется в форме протокола общего собрания участников. Если учредитель один, тогда готовится документ — решение единственного учредителя.
В протоколе или решении учредителя должно содержаться положение о ликвидации ООО, а так же необходимо назначить ликвидационную комиссию и обозначить её состав с указанием паспортных данных каждого члена комиссии. В состав ликвидационной комиссии могут входить учредители, директор, сотрудники, например, юрист и бухгалтер. Может быть назначен всего один ликвидатор, который будет уполномочен управлять делами общества.
2. В течение 3 дней уведомляем контролирующие органы
В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ООО необходимо в регистрирующую налоговую подать:
уведомление по форме Р15001, заверенное у нотариуса;
протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.
Документы можно подать лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал гос.услуг. Спустя 5 рабочих дней налоговая вам предоставит лист записи ЕГРЮЛ.
Не забудьте уведомить ПФР и ФСС в этот же срок. Регламентированной формы уведомления фондов нет, поэтому обратитесь в своё территориальное отделение ПФР и ФСС и уточните, возможно, инспектор предоставит вам образец и форму для заполнения.
3. Публикация информации в СМИ и уведомление контрагентов
Законодательством установлена обязанность публиковать данные о ликвидации организации, а также о порядке и сроке, в течение которого кредиторы (те, кому вы должны) могут предъявить свои требования. Обратите внимание, что этот срок не может быть меньше 2 месяцев.
После того, как вы получите из налоговой лист записи в ЕГРЮЛ, необходимо подать сообщение о ликвидации вашей фирмы в «Вестник государственной регистрации». Сообщение должно быть опубликовано именно в этом журнале. Информацию о том, что необходимо сделать для публикации и стоимость публикации, вы можете узнать на сайте журнала.
Также закон обязывает направить письменные уведомления контрагентам-кредиторам о ликвидации вашей компании. Специальных требований к оформлению уведомлений не установлено, поэтому информацию можно изложить в форме официального письма.
4. Уведомляем службу занятости и сотрудников об увольнении
Не позднее чем за 2 месяца до увольнения вам нужно предупредить всех сотрудников. Для этого каждому сотруднику предоставьте письменное уведомление об увольнении по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации (п.1 ст. 81 ТК РФ).
Также письменное уведомление об увольнении сотрудников необходимо предоставить в Службу занятости населения, указав по каждому работнику должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, а также условия оплаты труда. Уведомление нужно предоставить не позднее чем за 2 месяца до увольнения, а если увольнение массовое, то не позднее, чем за 3 месяца. Формы для уведомлений установлены Постановлением N 99.
По общим правилам, увольнение считается массовым, если ликвидируется организация с численностью сотрудников больше 15 человек. Также критерии массового увольнения могут устанавливаться отдельно в каждом регионе и по каждой отрасли, поэтому вам лучше предварительно уточнить информацию в своем территориальном отделении службы занятости.
По истечении двух месяцев со дня уведомления сотрудников и двух-трех месяцев со дня уведомления Службы занятости вы имеете право уволить сотрудников и рассчитаться с ними.
5. Сдаем в налоговую промежуточный ликвидационный баланс
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (не менее 2 месяцев) составляется промежуточный ликвидационный баланс. Особых правил для составления ликвидационного баланса и формы не установлено. Судебная практика рекомендует составлять его согласно требованиям к бухгалтерской отчетности.
Гражданским Кодексом установлены некоторые требования к содержанию ликвидационного баланса, он должен содержать сведения: об имуществе организации, о требованиях, предъявленных кредиторами, и о результатах их рассмотрения.
Так, ликвидационный баланс может состоять из бухгалтерского баланса организации с приложением справки о наличии ценностей на забалансовых счетах и с приложением перечня требований, предъявленных кредиторами с результатами их рассмотрения. Как вы могли заметить, составление ликвидационного баланса требует знаний бухучета, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь к соответствующим специалистам.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собранием учредителей или единственным учредителем, после чего отправляется в регистрирующую налоговую вместе с уведомлением по форме Р15001. Уведомление необходимо заверить у нотариуса. Рекомендуем вместе с ликвидационным балансом и уведомлением предоставить в налоговую документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике государственной регистрации” и протокол или решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Эти документы не регламентированы к представлению в налоговую, но инспекторы часто их требуют.
В течение 5 рабочих дней с момента уведомления, налоговая вновь внесет данные в ЕГРЮЛ, а вы получите лист о внесении записи в гос.реестр.
6. Рассчитываемся по долгам
Согласно Гражданскому Кодексу выплату денежных сумм по долгам нужно осуществлять в порядке очередности.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо рассчитаться:
в первую очередь с гражданами, перед которыми вы несете ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью (если такие есть);
во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.
Затем, спустя месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, вы должны погасить долги третьей и четвертой очереди:
в третью очередь нужно заплатить все налоги и страховые взносы в фонды, имеющиеся штрафы и пени;
в четвертую очередь уже выплачиваются суммы по оставшимся долгам.
Если денежных средств у организации не хватает, то ликвидационная комиссия продает имущество организации при помощи торгов. В случае, если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. А здесь придется обращаться к профессионалам, т.к. порядок банкротства имеет слишком много тонкостей.
7. Составляем окончательный ликвидационный баланс
После погашения всех расчетов с сотрудниками, контрагентами и государством, необходимо составить и утвердить ликвидационный баланс. Он также, как и промежуточный, составляется по правилам формирования бухгалтерской отчетности и утверждается учредителями организации.
8. Отчитываемся в ПФР и ФСС по уволенным сотрудникам
В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, необходимо сдать в фонды всю отчетность по уволенным сотрудникам, указав признак ликвидации организации.
9. Подаем в налоговую документы на закрытие ООО
После выполнения всех действий, утверждения ликвидационного баланса, учредители могут распределить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подаются документы в налоговую на закрытие.
В регистрирующую налоговую необходимо предоставить:
Заявление по форме Р16001, заверенное у нотариуса;
Ликвидационный баланс;
Квитанцию об уплате гос.пошлины 800 рублей.
Документы можно подать лично, по почте ценным письмом с описью вложения или в электронном виде по ТКС через портал гос.услуг. В течение 5 рабочих дней с момента подачи документов, налоговая вам предоставит свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета в налоговом органе.