Жизненный цикл организации — это последовательность этапов развития компании с момента ее основания до закрытия. У каждой организации есть свои периоды роста, становления, расцвета, старения. Одну из концепций жизненного цикла организации предложил Ицхак Адизес.
В понятие жизненного цикла организации, в соответствии с моделью Адизеса, входит эволюция компании по мере ее развития и взаимодействия с окружающими людьми, рынком, государством и другими компаниями
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнПрактически каждая компания «живет» определенное время — от нескольких месяцев до сотен лет. Например, гостиница в Японии Nishiyama Onsen Keiunkan работает с 705 года и управляется все это время поколениями одной семьи предпринимателей.
Адизес выделял следующие этапы жизненного цикла организации:
Зарождение. Это этап, когда человек формулирует бизнес-идею. Все действия направлены на ее воплощение: будущий предприниматель прописывает бизнес-план, делает расчеты, привлекает первых людей в команду.
Младенчество. На данном этапе жизненного цикла организации предприниматель уже зарегистрировал бизнес. У компании еще нет структуры, распределения ролей. Руководитель бизнеса все делает сам, возможно, еще пока не умеет или не хочет делегировать. Типичные трудности этого этапа: срывы сроков, отсутствие анализа, отсутствие опыта как у руководителя, так и у его клиентов — они пока не знают продукт. Если проблемы не были преодолены, компания закрывается или становится банкротом в возрасте нескольких недель или месяцев.
Высокая активность. Этап наступает в том случае, если основные трудности предыдущей стадии были преодолены. Продукт получает признание у клиентов, клиентская база постепенно растет. У руководителя появился опыт преодоления кризисов. Распределение ролей может все еще отсутствовать.
Юность. На таком этапе жизненного цикла организации уже формируется структура, появляются отделы, руководитель уже умеет делегировать задачи. На данном этапе важно заниматься не только увеличением продаж, но и сосредоточиться на увеличении прибыли.
Расцвет. Компания успешно работает, твердо стоит на ногах, имеет четкую структуру. Могут встречаться проблемы, связанные с недостатком квалифицированных специалистов. Основная задача предпринимателя — постоянный поиск новых направлений и точек роста, масштабирование. Если компания оставит все свои процессы и показатели, как есть, ее со временем вытеснят конкуренты.
Стабильность. Это первая фаза старения в жизненном цикле организации. Она наступает, если компания стоит на месте, не развивается, у нее не растут продажи. Предприниматель и его команда перестают вкладываться в развитие, игнорируют меняющиеся потребности клиентов и тренды.
Аристократия. На таком этапе компания вводит формальные правила, растет административный аппарат. Может казаться, что развитие идет, ведь компания может поглощать и покупать другие компании. Но администрация не признает нововведений и придерживается консервативных порядков.
Ранняя бюрократия. На этом этапе жизненного цикла организации руководство начинает осознавать кризис, искать виновных, происходят увольнения и чистки топ-менеджеров.
Бюрократизация. Компания перестает заниматься развитием, сосредоточивает внимание на внутренних процессах, занимается исключительно микроменеджментом в отношении сотрудников.
Смерть. На этом этапе жизненного цикла организации компания прекращает существование, так как лишается клиентов. Смерть может быть медленной и продолжаться в течение десятилетий, если эта компания — монополия.
Жизненный цикл организации по Адизесу помогает понять и увидеть проблемы на каждом этапе, сократить количество рисков и ошибок, вовремя принять меры для выхода из кризиса.
📗 Словарь для предпринимателей