Одна из главных задач управления налоговыми рисками — предотвращение и (или) снижение вероятности применения к налогоплательщику штрафных и иных санкций. Поэтому компании важно найти вариант действий, который бы оптимально сочетал риски и доходы. Как этого добиться, советует Ирина Парулева — эксперт по управлению налоговыми и правовыми рисками компании «Градиент Альфа», эксперт по управлению налоговыми рисками ТПП России.
Основные принципы управления налоговыми рисками:
Эксперт по управлению налоговыми рисками ТПП России
не рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
думать о последствиях;
не рисковать многим ради малого.
Как снизить налоговые риски
Диверсификация: компании следует применять разные варианты заключения однородных сделок, которые варьируются по степени риска от нулевого до самого высокого. Это позволит усреднить риск до допустимого уровня для данной компании.
Лимитирование: компания устанавливает лимиты, то есть предельные суммы сделок, которые являются рискованными в поле налогообложения.
Самострахование или резервирование: компания сама подстраховывается, например, создает различные резервы.
Страхование: компания отказывается от части доходов, чтобы избежать риска, путем приобретения страховки.
Налоговые менеджеры российских и зарубежных компаний рассматривают налоговые риски по-разному. Так, российские компании понимают налоговый риск исключительно как риск предъявления претензий со стороны налоговых органов и налоговых доначислений. Мировые компании под налоговым риском также понимают риск неэффективности налогообложения, то есть переплаты налогов. Более широкое понятие налогового риска стимулирует компанию создавать полноценную систему внутреннего контроля, которая:
предотвращает или снижает вероятность доначисления налогов (штрафов или пеней);
помогает достичь оптимального уровня налогообложения.
Пример избегания риска. Деятельность компании «Альфа» носит сезонный характер, поэтому случаются провалы по объему выручки. При этом есть издержки, которые не снижаются в зависимости от выручки (аренда, зарплата персонала). Если объем выручки упадет настолько, что после оплаты аренды и выдачи зарплаты компания получит убыток, то возникнет риск приглашения на комиссию в налоговую инспекцию для дачи объяснений. Да и в целом этот факт вызывает повышенный интерес со стороны ФНС. Чтобы снизить риск, компания создала резерв на отпуск, ежемесячно отчисляя туда 10% от фонда оплаты труда. В «низкий сезон» компания направляет персонал в отпуск, выплачивая отпускные и налоги из резерва. Это позволяет не уйти в минус «низкий сезон».
Внешние и внутренние факторы налоговых рисков: как их минимизировать
Внешние факторы налоговых рисков. К ним относятся:
Изменения налогового законодательства, которые могут привести не только к снижению, но и к повышению рисков. Так, в Налоговый кодекс внесли изменения в части ответственности налогоплательщиков. С одной стороны, сократился срок глубины налоговой проверки, с другой — выросла ответственность налогоплательщика, так как были установлены минимальные абсолютные размеры штрафов, введены обстоятельства, отягчающие ответственность.
Частое изменение налогового законодательства, что затрудняет возможность отслеживания поправок. Если бухгалтер пропустит важные поправки, то возрастет риск доначислений и штрафов.
Нечеткие формулировки отдельных положений налогового законодательства. Это приводит к неоднозначности их толкования, противоречивости отдельных положений нормативных актов. Решение спорных вопросов часто происходит в судах.
Внутренние факторы налогового риска. Среди внутренних факторов можно выделить:
«Особое» отношение в нашей стране к исполнению обязанностей по уплате налогов — нет положительно-подкрепленного образа законопослушного налогоплательщика.
Отсутствие ила недостаточный уровень организации налогового управления на предприятии, следствием чего может быть наличие невыявленных и неисправленных ошибок;
Невысокая квалификация бухгалтерских кадров, что оказывает отрицательное влияние на качество бухгалтерского и налогового учета;
Крайности в действиях компании: либо излишняя осторожность, что проявляется в переплате налогов, либо агрессивная налоговая политика с игнорированием рисков и преследованием максимальной выгоды.
Действия, которые помогают снизить налоговые риски. Есть три ключевые группы мер:
1. Мероприятия по снижению налогового риска непосредственно на предприятии:
организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;
повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;
регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;
разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;
управление выполнением налоговых обязательств;
учет налогового риска при инвестировании;
мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).
2. Систематическая работа с налоговыми органами:
обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;
проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.
З. Работа с контрагентами:
экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;
раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.
Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки: 12 критериев
ФНС России определила 12 критериев, согласно которым налоговые органы отбирают компании для проведения внеплановых выездных проверок. Основа — приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Проверьте, соответствует ли ваша компания этим признакам. Ниже они перечислены в том же порядке, как и в приказе №ММ-3-06/333@.
Критерий 1. Низкая налоговая нагрузка. Если налоговая нагрузка у компании ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности, то это указывает на имеющиеся у налогоплательщика правонарушения. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) к выручке организации (по данным Росстата). Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@.
Критерий 2. Убыточная деятельность. Если компания отражает в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки даже на протяжении двух кварталов, то руководителя пригласят на комиссию. А если показывать убытки на протяжении двух и более лет, то повышаются шансы попасть в план выездных налоговых проверок.
Критерий 3. Большая доля вычетов по НДС. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Так, налоговые органы вызовут на комиссию руководителя компании, если доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
Критерий 4. Расходы растут быстрее доходов. Перед принятием решения о налоговой проверке инспекторы анализируют темпы роста доходов и расходов. Подозрение вызовет опережающий рост расходов над доходами.
Критерий 5. Низкий уровень зарплат. Проверка возможна, если среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Информацию о среднем уровне зарплаты по виду деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить:
на официальных сайтах Росстата (www.gks.ru);
в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ;
на официальных сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ (www.nalog.ru).
При формировании плана выездных проверок, налоговые органы учитывают жалобы и заявления граждан, юридических лиц, ИП, правоохранительных и иных контролирующих органов о выплате компанией заплаты «в конвертах», не оформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.
Критерий 6. Пограничные показатели, дающие право на специальные налоговые режимы. Проверка нагрянет, если как минимум дважды в течение года показатели компании в отчетных документах приближаются к предельным значениям, дающим право на налоговые послабления. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков (2 и более раза в течение календарного года).
Критерий 7. Доходы равны расходам. Налоговики применяют этот критерий только в отношении ИП, если сумма расходов предпринимателя максимально приближенна к сумме доходов за календарный год. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса, в общей сумме их доходов превышает 83%.
Критерий 8. Участие в цепочках перепродаж. Заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанны в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
Критерий 9. Игнорирование запросов налогового органа. Налогоплательщик окажется в зоне риска, если проигнорирует требования налогового органа, не предоставив по запросу документы или пояснения. В ходе камеральной проверки деклараций налоговые органы могут выявить ошибки и несоответствия. При этом они вправе направить в компанию уведомление о даче пояснений, ответить на которые нужно в течение пяти дней. Если компания не сделает этого без уважительных причин, то руководителя могут вызвать на комиссию для дачи пояснений.
Критерий 10. «Миграция» между налоговыми органами. Проверяющие придут в компанию, которая со дня основания как минимум дважды проходила в налоговой инспекции процедуру снятия и постановки на учет.
Критерий 11. Низкий уровень рентабельности. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Начиная с 2006 года, расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Например, для налога на прибыль используют такой показатель: отклонение в сторону уменьшения рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
Критерий 12. Финансово-хозяйственная деятельность с высокими налоговыми рисками. Налоговые инспекторы советуют компаниям проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагента, то есть прежде, чем заключить с ним договор, компания должна тщательно его проверить и убедиться в том, что контрагент реально осуществляет деятельность. Следующие признаки, по мнению контролеров, говорят о том, что компания не проявила должной осмотрительности:
компания заключает договоры с фирмами-однодневками, у которых отсутствуют необходимые производственные мощности, персонал;
у компании нет сведений о местонахождении контрагента и полномочиях его должностных лиц;
компания сотрудничает с фирмами, информации о которых нет в открытом доступе.