Управление налоговыми рисками
Статья

Управление налоговыми рисками

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Одна из главных задач управления налоговыми рисками — предотвращение и (или) снижение вероятности применения к налогоплательщику штрафных и иных санкций. Поэтому компании важно найти вариант действий, который бы оптимально сочетал риски и доходы. Как этого добиться, советует Ирина Парулева — эксперт по управлению налоговыми и правовыми рисками компании «Градиент Альфа», эксперт по управлению налоговыми рисками ТПП России.

Основные принципы управления налоговыми рисками:


Эксперт по управлению налоговыми рисками ТПП России

  • не рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

  • думать о последствиях;

  • не рисковать многим ради малого.

Как снизить налоговые риски

Диверсификация: компании следует применять разные варианты заключения однородных сделок, которые варьируются по степени риска от нулевого до самого высокого. Это позволит усреднить риск до допустимого уровня для данной компании.

Лимитирование: компания устанавливает лимиты, то есть предельные суммы сделок, которые являются рискованными в поле налогообложения.

Самострахование или резервирование: компания сама подстраховывается, например, создает различные резервы.

Страхование: компания отказывается от части доходов, чтобы избежать риска, путем приобретения страховки.

Налоговые менеджеры российских и зарубежных компаний рассматривают налоговые риски по-разному. Так, российские компании понимают налоговый риск исключительно как риск предъявления претензий со стороны налоговых органов и налоговых доначислений. Мировые компании под налоговым риском также понимают риск неэффективности налогообложения, то есть переплаты налогов. Более широкое понятие налогового риска стимулирует компанию создавать полноценную систему внутреннего контроля, которая:

  • предотвращает или снижает вероятность доначисления налогов (штрафов или пеней);

  • помогает достичь оптимального уровня налогообложения.

Пример избегания риска. Деятельность компании «Альфа» носит сезонный характер, поэтому случаются провалы по объему выручки. При этом есть издержки, которые не снижаются в зависимости от выручки (аренда, зарплата персонала). Если объем выручки упадет настолько, что после оплаты аренды и выдачи зарплаты компания получит убыток, то возникнет риск приглашения на комиссию в налоговую инспекцию для дачи объяснений. Да и в целом этот факт вызывает повышенный интерес со стороны ФНС. Чтобы снизить риск, компания создала резерв на отпуск, ежемесячно отчисляя туда 10% от фонда оплаты труда. В «низкий сезон» компания направляет персонал в отпуск, выплачивая отпускные и налоги из резерва. Это позволяет не уйти в минус «низкий сезон».

Внешние и внутренние факторы налоговых рисков: как их минимизировать

Внешние факторы налоговых рисков. К ним относятся:

  • Изменения налогового законодательства, которые могут привести не только к снижению, но и к повышению рисков. Так, в Налоговый кодекс внесли изменения в части ответственности налогоплательщиков. С одной стороны, сократился срок глубины налоговой проверки, с другой — выросла ответственность налогоплательщика, так как были установлены минимальные абсолютные размеры штрафов, введены обстоятельства, отягчающие ответственность.

  • Частое изменение налогового законодательства, что затрудняет возможность отслеживания поправок. Если бухгалтер пропустит важные поправки, то возрастет риск доначислений и штрафов.

  • Нечеткие формулировки отдельных положений налогового законодательства. Это приводит к неоднозначности их толкования, противоречивости отдельных положений нормативных актов. Решение спорных вопросов часто происходит в судах.

Внутренние факторы налогового риска. Среди внутренних факторов можно выделить:

  • «Особое» отношение в нашей стране к исполнению обязанностей по уплате налогов — нет положительно-подкрепленного образа законопослушного налогоплательщика.

  • Отсутствие ила недостаточный уровень организации налогового управления на предприятии, следствием чего может быть наличие невыявленных и неисправленных ошибок;

  • Невысокая квалификация бухгалтерских кадров, что оказывает отрицательное влияние на качество бухгалтерского и налогового учета;

  • Крайности в действиях компании: либо излишняя осторожность, что проявляется в переплате налогов, либо агрессивная налоговая политика с игнорированием рисков и преследованием максимальной выгоды.

Действия, которые помогают снизить налоговые риски. Есть три ключевые группы мер:

1. Мероприятия по снижению налогового риска непосредственно на предприятии:

  • организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;

  • повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;

  • регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;

  • разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики предприятия;

  • управление выполнением налоговых обязательств;

  • учет налогового риска при инвестировании;

  • мониторинг налоговых ошибок (периодическое их выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая работа с налоговыми органами:

  • обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;

  • проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

З. Работа с контрагентами:

  • экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых предприятием с партнерами;

  • раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.

Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки: 12 критериев

ФНС России определила 12 критериев, согласно которым налоговые органы отбирают компании для проведения внеплановых выездных проверок. Основа — приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Проверьте, соответствует ли ваша компания этим признакам. Ниже они перечислены в том же порядке, как и в приказе №ММ-3-06/333@.

Критерий 1. Низкая налоговая нагрузка. Если налоговая нагрузка у компании ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности, то это указывает на имеющиеся у налогоплательщика правонарушения. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) к выручке организации (по данным Росстата). Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@.

Критерий 2. Убыточная деятельность. Если компания отражает в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки даже на протяжении двух кварталов, то руководителя пригласят на комиссию. А если показывать убытки на протяжении двух и более лет, то повышаются шансы попасть в план выездных налоговых проверок.

Критерий 3. Большая доля вычетов по НДС. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Так, налоговые органы вызовут на комиссию руководителя компании, если доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.

Критерий 4. Расходы растут быстрее доходов. Перед принятием решения о налоговой проверке инспекторы анализируют темпы роста доходов и расходов. Подозрение вызовет опережающий рост расходов над доходами.

Критерий 5. Низкий уровень зарплат. Проверка возможна, если среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Информацию о среднем уровне зарплаты по виду деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить:

  • на официальных сайтах Росстата (www.gks.ru);

  • в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат);

  • по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ;

  • на официальных сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ (www.nalog.ru).

При формировании плана выездных проверок, налоговые органы учитывают жалобы и заявления граждан, юридических лиц, ИП, правоохранительных и иных контролирующих органов о выплате компанией заплаты «в конвертах», не оформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Критерий 6. Пограничные показатели, дающие право на специальные налоговые режимы. Проверка нагрянет, если как минимум дважды в течение года показатели компании в отчетных документах приближаются к предельным значениям, дающим право на налоговые послабления. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков (2 и более раза в течение календарного года).

Критерий 7. Доходы равны расходам. Налоговики применяют этот критерий только в отношении ИП, если сумма расходов предпринимателя максимально приближенна к сумме доходов за календарный год. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса, в общей сумме их доходов превышает 83%.

Критерий 8. Участие в цепочках перепродаж. Заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанны в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Критерий 9. Игнорирование запросов налогового органа. Налогоплательщик окажется в зоне риска, если проигнорирует требования налогового органа, не предоставив по запросу документы или пояснения. В ходе камеральной проверки деклараций налоговые органы могут выявить ошибки и несоответствия. При этом они вправе направить в компанию уведомление о даче пояснений, ответить на которые нужно в течение пяти дней. Если компания не сделает этого без уважительных причин, то руководителя могут вызвать на комиссию для дачи пояснений.

Критерий 10. «Миграция» между налоговыми органами. Проверяющие придут в компанию, которая со дня основания как минимум дважды проходила в налоговой инспекции процедуру снятия и постановки на учет.

Критерий 11. Низкий уровень рентабельности. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Начиная с 2006 года, расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

Например, для налога на прибыль используют такой показатель: отклонение в сторону уменьшения рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Критерий 12. Финансово-хозяйственная деятельность с высокими налоговыми рисками. Налоговые инспекторы советуют компаниям проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагента, то есть прежде, чем заключить с ним договор, компания должна тщательно его проверить и убедиться в том, что контрагент реально осуществляет деятельность. Следующие признаки, по мнению контролеров, говорят о том, что компания не проявила должной осмотрительности:

  • компания заключает договоры с фирмами-однодневками, у которых отсутствуют необходимые производственные мощности, персонал;

  • у компании нет сведений о местонахождении контрагента и полномочиях его должностных лиц;

  • компания сотрудничает с фирмами, информации о которых нет в открытом доступе.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии