15 правил поведения при проверке полицией
Статья

15 правил поведения при проверке полицией

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Если к вам пришла полиция, то в первую очередь необходимо проверить документы полицейских и цель их визита, советует Владимир Туров, генеральный директор компании «Туров и партнеры». В ходе проверки не нервничайте, держитесь уверенно, избегайте реактивного поведения.

Предлагаемые правила применяются в основном при подавляющих проверках полиции, прокуратуры и т.д. Чем больше на вас давят, тем в более полном объеме рекомендую их использовать. Обязательно донесите эти правила до персонала и научите, как их выполнять.


Генеральный директор и владелец компании «Туров и партнеры»

Правило 1. Проверьте проверяющих.

Для проведения допросов при личном визите полицейским не нужно ничего, кроме служебного удостоверения и, хотя бы, устного объяснения причин визита. Если проверяющие наводят справки, то они должны предоставить письменный мотивированный запрос на бланке ведомства с подписью и печатью (п. 4, 5 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции»). Если же у вас нет уверенности, что перед вами полицейский, то это легко проверить. Позвоните в его отделение (отдел, управление) или сразу в ГУВД по региону. Нужные телефонные номера можно найти на интернет-сайтах ГУВД, а ссылки на них — на сайте МВД (www.mvd.ru/contacts/sites).

Правило 2. Уточните, что намерены делать проверяющие.

Так, для проведения опросов и наведения справок полицейские могут «беспрепятственно посетить» вашу территорию (п. 5 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции»). Достаточно встретить их, например, в приемной или переговорить на входе в ваше здание. Вы имеете полное право не пускать проверяющих — в служебные и иные помещения, ведь это не обследование или обыск (ст. 182 УПК РФ).

Обратите внимание: полицейские не могут привлечь вас к ответственности за то, что вы не отвечаете на их вопросы (например, говорите, что вы не помните). Доставить вас в отделение «для опроса» они также не вправе. А значит, на вопросы и запросы полицейских можно отвечать по ситуации:

  • Если по ходу беседы становится ясно, что вы можете стать фигурантом дела, то решайте сами, в каком объеме делиться с ними информацией. Имейте в виду, если полицейские засомневаются в вашей искренности, то дело может обернуться обследованием, повестками и т.д. Хотя так вы можете выиграть время для консультаций с юристами и адвокатами;

  • Если вы не против предоставить информацию или документы (например, эта информация касается действий сторонних лиц), то лучше в полном объеме удовлетворить интерес полицейских. В противном случае вы можете потратить лишнее время на дальнейшие визиты к полицейским и ответы на их запросы.

Правило 3. Не нервничайте.

Цель любой проверки полиции в самом ее начале — заставить вас нервничать, вызвать у вас негативную реакцию. Ваша задача — справиться с нервозностью. Если проверяющие настаивают на чем-либо, спокойно скажите им: «Господа, одну секунду… Я от вас никуда не денусь, присаживайтесь, через пару минут я закончу свои дела и отвечу на все ваши вопросы».

Правило 4. Никогда не оправдывайтесь.

Таким образом вы лишь усугубите ситуацию. Принято считать, раз человек оправдывается, значит, он виноват.

Правило 5. Не скатывайтесь до разговора «стимул — реакция».

Такой разговор идет в русле взаимных обвинений. Так вы сделаете себе только хуже.

Правило 6. Не делайте из проверяющих неправых.

Сделайте проверяющих правыми и их навязчивая правота, обвиняющая вас во всех грехах, начнет сходить на нет. Ведите беседу примерно в таком русле: «Понял. С нами все ясно. А что правильного в том, что вы, не привлекая понятых, осматриваете помещение?».

Правило 7. Не оставляйте проверяющих один на один с вашими сотрудниками.

Неизвестно, что скажет сотрудник, находясь под давлением со стороны проверяющих.

Правило 8. Указывая на недостатки, опирайтесь на факты, не обесценивая самого проверяющего, его должность.

Например: «Вы дослужились до майора, наверняка это было непросто. Вы солидный человек, имеющий солидную должность, но то, что вы изымаете документы коробками и без всякой описи, по-моему, неправомерно».

Правило 9. Никогда не используйте обобщения, обвиняя систему в целом.

Ваша цель — сделать противника более покладистым, заставив его работать на себя, а не вызывать бурю негатива в свой адрес. Если кто-то из проверяющих строго соблюдает закон, скажите ему, что он молодец, и тут же укажите на того, кто ведет себя не совсем законно. Так вы разрушите единство среди проверяющих.

Правило 10. Не врите.

Научитесь говорить приемлемую правду, часть правды, научитесь давать уклончивые ответы. Главное, — не молчите: так вы сделаете только хуже.

Правило 11. Никогда не отказывайтесь от подписания актов, протоколов и так далее.

Наоборот, используйте всякую возможность, чтобы отразить в акте, протоколе все свои несогласия и замечания.

Правило 12. Во время общения, подтверждайте только положительное.

Игнорируйте любой антагонизм, подавление, оценки. Например, проверяющий говорит главному бухгалтеру: «Да, Надежда Николаевна! Доигрались. У вас есть дети? Двое маленьких детей! В ближайшую пятилетку расти они будут без вас». Ответ Надежды Николаевны: «Да, у меня хорошие дети. А что за документ вы взяли на моем столе, без моего разрешения?»

Правило 13. Попробуйте склонить проверяющих к сотрудничеству.

Если не получается, начинайте оперировать законами. На каждое слово и действие проверяющих требуйте показать, где написано, что он вправе так делать. Используйте ваше знание законов — показывайте проверяющим ссылки, которые подтверждают их неправоту. Не путайте это с советом выше. Тут вы не делаете проверяющих неправыми, вы даете им возможность увидеть это самим. Например, полицейский без понятых заглядывает в ящики вашего стола, а вы говорите: «Вы осматривает мои ящики, посмотрите, есть закон, подписанный Президентом, смотрите, что тут написано».

Правило 14. Не бравируйте своими связями.

Если они у вас есть, и вы уверены, что ваш звонок «другу» все решит, то, не говоря ничего проверяющим, просто сделайте этот звонок и передайте трубку проверяющему. И тем более не угрожайте полицейским, не трогайте их, не оказывайте явного физического сопротивления.

Правило 15. Не старайтесь понравиться проверяющим.

Проверяющие делают свою работу, и для этого они могут использовать любые приемы. Вам поможет спокойная, прагматичная жесткость и следование перечисленным правилам.

Пять ловушек следователя

Профессор психологии Марина Мелия в своей книге «Успех — дело личное: как не потерять себя в современно мире», приводит ловушки, о которых ей рассказали клиенты, обращавшиеся за психологической помощью после общения со следователем.

«На слабо».

Следователь, не удовлетворенный ответами «Не знаю» и «Не помню», пытается вывести человека из состояния эмоционального равновесия: «Неужели у вас такая плохая память? Это же было на прошлой неделе!» Так он провоцирует человека. Еще следователь играет на самолюбии, ставя под сомнение компетентность собеседника: «Вы не знаете, что делается у вас под носом?! Получается, вы ничего не решаете, ничего не контролируете?» Многих это задевает. Они начинают доказывать свою значимость: «Почему же?! Я в курсе…»

Сталкивание лбами.

Следователь пытается сбить с толку: «Ваши коллеги описали это по-другому. Что-то здесь не стыкуется…» Человек паникует, ощущая, что его делают крайним. Так следователь провоцирует допрашиваемого нападать на других, чтобы защитить себя. Проглотив наживку, человек выкладывает подробности: «Вас дезинформировали. Все не так. Я расскажу, как было на самом деле».

Если к вам пришла полиция, то в первую очередь необходимо проверить документы полицейских и цель их визита, советует Владимир Туров, генеральный директор компании «Туров и партнеры». В ходе проверки не нервничайте, держитесь уверенно, избегайте реактивного поведения. вольствием высказывает личные соображения, а вместе с ними — выдает недостоверную и небезопасную информацию.

Многозначительная пауза.

Следователь берет продолжительную паузу и многозначительно молчит. При этом он достает пухлые дела, просматривает чьи-то показания, качает головой, как будто ему все ясно. Повертев бумагами, он их убирает, не дав прочитать допрашиваемому. Такая тактика усиливает неопределенность и тревожность. Человек пытается заполнить паузу и говорит все подряд, не дожидаясь вопросов.

Добрый следователь.

Следователь сокращает дистанцию, превращая допрос в дружескую беседу. Он вежлив и обходителен, предлагает кофе и как будто извиняется за то, что отвлекает вас от дел. В результате собеседник расслабляется и теряет бдительность.

Поделиться

Оценить

4 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии