Предпринимателем рождаются или становятся? Исследование Деловой среды и НАФИ
Статья

Предпринимателем рождаются или становятся? Исследование Деловой среды и НАФИ

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Как российские владельцы бизнеса смотрят на природу предпринимательства? Какими навыками должен обладать бизнесмен? Можно ли научиться быть предпринимателем? Результаты совместного исследования компании «Деловая среда» и аналитического центра НАФИ

Содержание
ТОП-5 отличительных качеств предпринимателя
Можно ли научиться навыкам предпринимательства
Данные исследования — статистика ответов респондентов


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

ℹ️ Об исследовании
Всероссийский опрос предпринимателей проведен сентябре 2022 года. Опросили 571 представителя малого и среднего бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.
Исследование проведено в рамках деятельности Сетевого Центра компетенций в сфере молодежного предпринимательства, создателями которого являются АНО «Россия – страна возможностей», Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» и ПАО Сбербанк.

Большинство российских владельцев бизнеса (86%) считают, что успешному предпринимателю необходимо обладать рядом навыков, прежде всего:

  •  умением стратегически мыслить (67%),

  •  быть финансово грамотным (64%),

  • быть стрессоустойчивым (62%).

8% опрошенных уверены – с такими данными нужны родиться, а 88% – что тем или иным навыкам можно научиться.

Большинство владельцев бизнеса (86%) убеждены в том, что настоящий предприниматель должен обладать набором особых знаний, отличительных качеств и черт. Чаще всего об этом заявляют представители женского предпринимательского сообщества (91% женщин против 82% мужчин), а также бизнесмены в возрасте от 31 до 40 лет (91%).

Каждый десятый (11%) не согласен с такой точкой зрения и считает, что любой человек при наличии желания может открыть и успешно вести свое дело. В большей степени эта позиция характерна для мужчин (14% против 8% женщин) и начинающих предпринимателей (16% среди опрошенных до 30 лет).

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

ТОП-5 отличительных качеств предпринимателя

Самыми главными качествами и навыками, отличающими предпринимателя, по их же мнению, являются:

  • стратегическое мышление (67%);

  • финансовая грамотность (64%);

  • стрессоустойчивость (62%);

  • лидерские качества (62%);

  • навыки планирования и организации (60%).

В меньшей степени, по результатам опроса, предприниматель должен уметь следовать правилам и процедурам (25%), обладать навыками межкультурного общения и письменной коммуникации (по 27%).

Более половины опрошенных также отмечают следующие необходимые предпринимателю черты:

  • ориентация на результат (59%),

  • аналитические способности и умение принимать решения, умение сотрудничать, устанавливать партнерские связи (по 56%),

  • стремление к саморазвитию (55%),

  • клиентоориентированность (51%).

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Можно ли научиться навыкам предпринимателя

Большинство предпринимателей (88%) считают, что тем или иным навыкам, необходимым для ведения бизнеса, можно научиться.

44% убеждены в том, что развить можно абсолютно все необходимые компетенции. Чаще так думают представители торговой сферы (53%) и молодые бизнесмены до 30 лет (57%). Ровно столько же – 44% – думают, что можно освоить только часть навыков, но далеко не все.

Алексей Грищенко, заместитель генерального директора по образовательным проектам АО «Деловая среда»
«8 из 10 предпринимателей считают, что для занятия бизнесом нужен особый набор навыков. Это значит, что предпринимательство – это профессия, а не особый генетический код. А значит, как и любой профессии, предпринимательству можно научиться. Результаты исследования это подтверждают. 9 из 10 предпринимателей считают, что необходимым для ведения бизнеса навыкам можно научиться. Следовательно, чем больше разных интересных и полезных образовательных программ по старту бизнеса, тем больше успешных предпринимателей будет в стране».

К навыкам и компетенциям, которые можно «подтянуть» на образовательных курсах или самостоятельно, относятся финансовая грамотность, умение управлять проектами (планирование, организация), умение анализировать информацию и принимать решения, клиентоориентированность.

8% предпринимателей считают, что никакие курсы и образовательные программы в становлении бизнесмена не помогут. Чаще всего такая позиция свойственна представителям предприятий, занятых в сфере транспорта и логистики (37%) и руководителям компаний с численностью сотрудников от 51 до 250 человек (14%).

4% опрошенных предпринимателей затруднились с ответом.

По данным предыдущих исследований НАФИ, 24% предпринимателей имеют высокий уровень финансовой грамотности, а 90% предпринимателей в России хотели бы обучиться чему-то новому. Самые востребованные направления – цифровые компетенции (создание сайтов, автоматизация бизнеса, продвижение в интернете), знание законодательства, маркетинг и реклама.

Лейсан Баймуратовой, директора направления исследований цифровой экономики Аналитического центра НАФИ
«Предпринимателем нужно родиться или можно им стать? Этот вопрос сегодня звучит как философский – эксперты выдвигают гипотезы и объясняют причину успеха выдающихся бизнесменов то генетикой, то совокупностью специфических черт характера, то упорством и решимостью в достижении результата через повышение собственного образования и труд.
Мы в рамках исследования узнали мнение самих предпринимателей: большинство из них считают, что тем или иным навыкам можно научиться, главное иметь мотивацию и желание. Если смотреть на взрослое население, то роль предпринимателя хотел бы попробовать каждый третий – 29% россиян. На мотивацию влияют главным образом два факта:
• первый – это ролевые модели (в том числе, примеры из семьи), примеры знаменитых и успешных людей;
• второй – система образования, программы акселерации, менторство. Запрос на дополнительное образование в бизнес-среде очень высок. Поэтому важно популяризировать дополнительное бизнес-образование, чтобы способствовать развитию предпринимательства в стране, а также тиражировать позитивные практики – показывать больше примеров действительно успешного и грамотного ведения бизнеса».

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления
«Большинство людей интуитивно понимают, что успешные бизнесмены являются «особенными» с позиции набора навыков и компетенций, и результаты различных опросов и исследований это подтверждают. На них, впрочем, влияет много факторов – опыт и сфера предпринимательской деятельности, размер бизнеса, базовые установки, образование. Развитие предпринимательских навыков – особый вызов сегодняшнего дня для сферы высшего образования. Это реализуется как в рамках основного образования, так и через внеучебные форматы. Новый импульс в развитии soft skills студентов дал сетевой Центр компетенций по развитию молодежного предпринимательства АНО «Россия – страна возможностей», открытый на базе нашего университета. В ходе оценки навыков обучающиеся, которые хотят стать предпринимателями, сравнивают свой профиль с «предпринимательским», выявляют как имеющиеся дефициты, так и сильные стороны, и имеют возможность сформировать индивидуальную траекторию по развитию своих навыков с учетом желаемой карьерной траектории.
Сетевой центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства открыт в марте 2022 года на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления НИНХ».

Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»
«Результаты опроса меня заинтересовали: любопытно мнение предпринимателей о том, что не всем по плечу заниматься своим собственным бизнесом. Тем не менее, есть и довольно популярная точка зрения о том, что предпринимательские компетенции нужно прокачивать вообще у всех – даже тех, кто не планирует начинать свое дело. А вот вопрос, какие эти предпринимательские компетенции – это во многом вопрос открытый. Тем не менее, в рамках совместного с Минобрнауки проекта по созданию системы оценки и развития универсальных компетенций в российских университетах, у нас есть ответ, который предоставляет Центр компетенций молодёжного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления.
Коллеги из НГУЭУ проводят диагностику компетенций, которые, по мнению работодателей, являются наиболее ценными (АНО «Россия – страна возможностей провела большое исследование востребованности компетенций у работодателей»), строят индивидуальные траектории развития и дают возможность ребятам попробовать себя в условиях реального бизнеса – при поддержке экосистемы «Сбера». Более того, мы уже создаем возможности для развития предпринимательских компетенций всех студентов, вовлечённых в проект (а их уже более 140 тысяч): благодаря возможностям программы «Больше, чем путешествие» мы уже проводим выездные тренинги по развитию предпринимательских компетенций. И это направление мы точно будем масштабировать на другие регионы страны».

Данные исследования — статистика ответов респондентов

Таблица 1. «Согласны ли Вы с тем, что предприниматель должен обладать особыми компетенциями и навыками в отличие от наемного работника?», в % от всех опрошенных

%
Согласен86
Не согласен11
Затрудняюсь ответить3

Таблица 2. «Выберите самые важные характеристики, которыми, на Ваш взгляд, должен обладать предприниматель», в % от всех опрошенных*

%
Наличие стратегического мышления67
Финансовая грамотность64
Стрессоустойчивость62
Наличие лидерских качеств62
Планирование и организация60
Ориентация на результат59
Анализ информации и выработка решений 56
Умение сотрудничать, работать в партнёрстве 56
Саморазвитие55
Клиентоориентированность 51
Адаптивность/Гибкость 48
Правовая грамотность47
Умение оказывать влияние43
Инновационность43
Устная коммуникация39
Умение передавать свои знания и опыт другим, наставничество38
Цифровая грамотность38
Наличие эмоционального интеллекта35
Письменная коммуникация27
Межкультурное общение27
Следование правилам и процедурам25

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов

Таблица 3. «Как Вы считаете, могут ли специальные обучающие курсы, тренинги помочь развить какие-либо из важных для предпринимателей компетенций?», в % от всех опрошенных

%
Да, можно развить любые компетенции через курсы 44
Можно развить только некоторые компетенции через курсы 44
Нет, курсы не помогут развить необходимые компетенции 8
Затрудняюсь ответить4

Таблица 4. «Какие из важных навыков и компетенций предпринимателя можно развить через обучающие курсы/тренинги?» в % от тех, кто считает, что важные навыки можно получить с помощью курсов и тренингов*

%
Финансовая грамотность36
Планирование и организация31
Анализ информации и выработка решений23
Клиентоориентированность22
Умение сотрудничать, работать в партнёрстве22
Саморазвитие 22
Правовая грамотность20
Устная коммуникация 20
Наличие лидерских качеств17
Цифровая грамотность17
Стрессоустойчивость15
Ориентация на результат14
Наличие стратегического мышления13
Умение оказывать влияние13
Умение передавать свои знания и опыт другим, наставничество12
Наличие эмоционального интеллекта11
Инновационность10
Письменная коммуникация10
Адаптивность/Гибкость10
Следование правилам и процедурам7
Межкультурное общение5

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов

Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»
«Результаты опроса меня заинтересовали: любопытно мнение предпринимателей о том, что не всем по плечу заниматься своим собственным бизнесом. Тем не менее, есть и довольно популярная точка зрения о том, что предпринимательские компетенции нужно прокачивать вообще у всех – даже тех, кто не планирует начинать свое дело. А вот вопрос, какие эти предпринимательские компетенции – это во многом вопрос открытый. Тем не менее, в рамках совместного с Минобрнауки проекта по созданию системы оценки и развития универсальных компетенций в российских университетах, у нас есть ответ, который предоставляет Центр компетенций молодёжного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления.
Коллеги из НГУЭУ проводят диагностику компетенций, которые, по мнению работодателей, являются наиболее ценными (АНО «Россия – страна возможностей провела большое исследование востребованности компетенций у работодателей»), строят индивидуальные траектории развития и дают возможность ребятам попробовать себя в условиях реального бизнеса – при поддержке экосистемы «Сбера». Более того, мы уже создаем возможности для развития предпринимательских компетенций всех студентов, вовлечённых в проект (а их уже более 140 тысяч): благодаря возможностям программы «Больше, чем путешествие» мы уже проводим выездные тренинги по развитию предпринимательских компетенций. И это направление мы точно будем масштабировать на другие регионы страны».

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

ℹ️ Справка
Аналитический центр НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии