Имя компании и товарный знак: порядок регистрации, ошибки, штрафы
Статья

Имя компании и товарный знак: порядок регистрации, ошибки, штрафы

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Каждая компания, стараясь выделиться, использует различные маркетинговые обозначения: фирменное наименование, коммерческие обозначения, товарные знаки и пр. Цель — ярко представить отдельную компанию и результаты ее деятельности. Подобные обозначения Гражданский кодекс РФ относит к средствам индивидуализации. Эксперты компании PATENTUS рассказывают, как правильно зарегистрировать и использовать маркетинговое обозначение.

Средства индивидуализации:


Юридическая компания

  • фирменное наименование,

  • коммерческое обозначение,

  • товарный знак,

  • наименование места происхождения товара (НМТП).

Фирменное наименование

Фирменное наименование — это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь. Любое фирменное наименование включает две части — организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Пример.

Полное фирменное наименование — общество с ограниченной ответственностью «Руль и колеса». Сокращенное фирменное наименование — ООО «Руль и колеса». Кроме того, можно иметь фирменное наименование (как полное, так и сокращенное) на языках народов РФ или иностранных языках. Вот несколько правил регистрации фирменного наименования:

  1. Фирменное наименование закрепляется в уставе и включается в государственный реестр юридических лиц при регистрации юридического лица.

  2. Регистрация фирменного наименования происходит одновременно с регистрацией юридического лица в налоговых органах. Отдельной процедуры регистрации не требуется.

  3. Налоговые органы не проверяют фирменное наименование на уникальность (возможно существование тождественных наименований).

  4. Право на данное средство индивидуализации прекращается в момент ликвидации юридического лица или официальной смены фирменного наименования.

Обратите внимание!

Есть слова, которые нельзя использовать в наименовании компании. В частности:

  • «торговаяторгово-промышленная палата», «торговая палата» ;

  • «сельскохозяйственный кооператив, «союз сельскохозяйственных кооперативов»;

  • «кредитный потребительский кооператив»;

  • «партия»;

  • «банк», «кредитная организация, слова, указывающие на банковские операции;

  • «аудиторская», слова — производные от слова «аудит»;

  • «клиринг», производные от него слова и сочетания с ним;

  • «микрофинансовая организация»;

  • «платежная система» и иные слова, указывающие на ведение деятельности оператора платежной системы;

  • «бюро кредитных историй» и иные слова, указывающие на такую деятельность;

  • «ипотечная специализированная организация», «ипотечный агент.

Больше примеров вы найдете в таблице.

Таблица. Примеры слов, которые нельзя использовать в имени компании

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение — обозначение, которое не является фирменным наименованием. Его используют для индивидуализации (выделения) торговых, промышленных и иных предприятий.

Пример.

Коммерческое обозначение — автомастерская «Руль и колеса».

Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.

  1. Коммерческое обозначение не включается в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

  2. Регистрация коммерческого обозначения не требуется.

  3. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента его фактического использования.

  4. Исключительное право прекращается, если владелец не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года. 

Как подтвердить свое право на коммерческое обозначение, если какая-либо регистрация отсутствует? Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.

Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную способность выделять предприятие (магазин, автомастерскую, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в пределах определенной территории.

Товарный знак

Товарный знак (знак обслуживания) — обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, трехмерными, звуковыми, комбинированными и т.п.

Пример.

Словесный товарный знак — «Руль и колеса», изобразительный товарный знак — стилизованное (фантазийное) изображение руля и колес, комбинированный товарный знак — стилизованное изображение и словесный элемент «Руль и колеса».

Главное требование к товарному знаку — его уникальность. Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

  1. Регистрация фирменного наименования осуществляется в Роспатенте.

  2. Исключительное право возникает после внесения товарного знака в государственный реестр товарных знаков.

  3. Исключительное право прекращается по истечении срока регистрации (через 10 лет с даты подачи заявки, но может быть продлено еще на 10 лет; число продлений не ограничено) либо в случае досрочного прекращения правовой охраны.

  4. Владелец товарного знака может передать право использования знака по лицензионному договору (аренда знака) либо уступить знак другому лицу полностью или частично (продажа знака). 

Обратите внимание:

  1. Монополия на товарный знак распространяется на те товары и услуги, для которых состоялась регистрация фирменного наименования;

  2. Одна компания может иметь несколько товарных знаков, в том числе в разном цветовом исполнении, на разных языках и т.п.;

  3. Знак охраняется в том виде, в котором он зарегистрирован;

  4. В случае нарушения своих прав владелец товарного знака может потребовать выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб., либо размере в двукратной стоимости контрафакта (товаров, на которых незаконно размещен товарный знак) либо в размере двукратной стоимости права использования товарного знака. 

Наименование места происхождения товара

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — обозначение, используемое для индивидуализации товаров с особыми свойствами, которые связаны с природными условиями или человеческим фактором, характерными для определенной местности.

НМПТ — это всегда обозначение, тесно связанное с конкретной местностью, географическое указание. Данное обозначение может состоять, как исключительно из указания территории, так и включать название товара.

Примеры:

«Городецкая роспись», «Вологодское масло», «Кисловодский фарфор», «Хохлома».

Правообладатель НМПТ — производитель соответствующего товара. При этом НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам, производящим аналогичный товар на одной территории. Вот еще несколько правил:

  1. НМПТ подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

  2. Исключительное право возникает после внесения в государственный реестр наименований места происхождения товара.

  3. Исключительное право на само НМПТ прекращается в случае исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами.

  4. Срок действия свидетельства на НМПТ — 10 лет, также есть возможность его продления.

  5. Распоряжение исключительным правом на НМПТ не допускается (в отношении этого средства индивидуализации нельзя заключать лицензионные договоры или договоры отчуждения). 

Одна компания может иметь одновременно все или несколько средств индивидуализации, которые нередко тесно переплетаются друг с другом:

  1. Коммерческое обозначение может включать элементы фирменного наименования и товарного знака.

  2. Товарный знак может содержать, как коммерческое обозначение (его отдельные элементы), так и фирменное наименование (его часть).

  3. Владелец НМПТ может включить это наименование в состав своего товарного знака. 

Какое средство индивидуализации самое сильное

Традиционно таким средством индивидуализации считается товарный знак, поскольку он:

  • должен соответствовать жестким требованиям, установленным ГК РФ, в части его различительной способности;

  • подлежит специальной государственной регистрации;

  • более широко охраняется, по сравнению с другими средствами индивидуализации.

Товарный знак — это всегда уникальное обозначение, которое охраняется на территории всего государства (в случае международной регистрации — на территории нескольких государств). В то же время существование похожих и даже аналогичных фирменных наименований и коммерческих обозначений (названий ресторанов, магазинов, салонов красоты и других предприятий) довольно распространено. В связи с этим защита данных средств индивидуализации уже, чем товарных знаков.

Именно поэтому важно не откладывать государственную регистрацию товарных знаков, логотипов, слоганов и иных обозначений, используемых компанией для индивидуализации (выделения) своих товаров, работ и услуг.

Столкновение средств индивидуализации

Столкновение сходных (похожих) средств индивидуализации встречаются все чаще. Безусловно, часть таких конфликтов возникает непреднамеренно. Вместе с тем возникает много споров, в которых одна из сторон намеренно использует чужие средства индивидуализации, пытаясь повысить свои конкурентные преимущества.

Законодательство запрещает использовать обозначения, сходные до степени смешения с другими средствами индивидуализации для однородных товаров и услуг, если в результате такого использования существует риск возникновения у потребителя путаницы (смешения) товаров, работ, услуг и предприятий конкурентов.

В случае спора действует общее правило — приоритет имеет то средство индивидуализации, право на которое возникло раньше (принцип старшинства прав). Однако в каждой ситуации есть свои особенности, в связи с чем при возникновении конфликтной ситуации необходимо обратиться к специалистам по защите средств индивидуализации.

При доказывании своих прав на то или иное обозначение, вы должны быть уверены, что ваши средства индивидуализации соответствуют требованиям законодательства, а права на них оформлены должным образом.

Поделиться

Оценить

3.75 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии