«Начали думать о здоровье покупателей»: основатель сети кофеен Андрей Островерхов о том, как общими усилиями улучшать сервис на Ямале
Статья

«Начали думать о здоровье покупателей»: основатель сети кофеен Андрей Островерхов о том, как общими усилиями улучшать сервис на Ямале

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Если хотя бы 2% предпринимателей будет уделять сервису первостепенное значение, в регионе поднимется волна по улучшению сферы услуг, убежден Андрей Островерхов, сооснователь сети кофеен самообслуживания «ЯмалКофе». Он рассказал, почему стал больше думать о здоровье покупателей, как научился не терять жалобы клиентов и извлекать пользу из провалов. Материал подготовлен совместно с проектом РБиДОС, уникальным сервисом по регистрации бизнеса

Содержание
Первую кофейню открыли благодаря тюбингам
Запустили кофейни без сотрудников
Провал помог найти источник дохода
После программы «Лучший сервис на Ямале» поменяли миссию
Почему отказались от выгодного продукта в пользу более здорового
Научились не терять звонки и наладили обратную связь с клиентами
Что дала программе «Лучший сервис на Ямале» (+ идея, как вдохновлять сотрудников)
Теория малых дел может повлиять на сервис в регионе
Потенциал рынка на Ямале ограничен, но у предпринимателя есть новая идея


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сеть кофеен самообслуживания «ЯмалКофе»:
🗓 Бизнес запустили в 2019 году
☕️ Около 50 своих и более 100 партнерских кофеен
💰 Годовой оборот розничной сети вместе с продажами оборудования — 45 млн руб.
🗺 Партнерская сеть кофеен — от Калининграда до Владивостока
📍Свои кофейни на Ямале — в Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое, Муравленко
👩 В компании 15 штатных сотрудников

Первую кофейню открыли благодаря тюбингам

Андрей Островерхов, основатель сети кофеен «ЯмалКофе».

Начинали мы с моим нынешним бизнес-партнером с организации некоммерческих мероприятий на Ямале — массовок, велопробегов. Просто для души, веселились как могли. Потом решили заняться бизнесом: купили сноутюбинги и стали сдавать их в аренду. Каждый из нас инвестировал в дело по 8000 рублей. За сезон мы собрали небольшой капитал в 100 000 рублей. Когда сезон закончился, начали думать, что делать дальше: вкладываться в тюбы или сделать что-то новое.

Еще несколько лет назад в городе Муравленко, где мы жили, не было ни одной кофейни.

Мы постоянно ездили на заправку пить кофе. И в 2015 году мы решили открыть точку — прикинули расходы и купили кофе-автомат. Летом, до того, как запуститься, продавали кофе в городском парке на мероприятиях. Потом добавили свои средства и открыли кофейню Pro.coffee — первую в городе.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Запустили кофейни без сотрудников

Чтобы разобраться в продукте, я уехал учиться на бариста в Тюмень. Прошел двухнедельные курсы, сразу же появились сотрудники, которых я обучал и при случае мог заменить. Довольно быстро сеть разрослась, мы открыли точки в Ноябрьске и Когалыме. С тех пор у меня большие компетенции в приготовлении кофе. Мы подбирали оборудование, которое качественно готовит напитки, и ингредиенты тоже выбирали пристрастно.

Параллельно мы начали развивать кофейни самообслуживания, в 2019 году это был новый формат: кофестанции без сотрудников. Изучили, как это сделал «Старбакс», как «Газпромнефть» открыла кофейные станции на заправках. Пришлось пересмотреть подход к формату: поняли сразу, что хорошо бы прикрутить безналичную оплату, быть ближе к клиенту, прийти в его здание.

Открывать кофейни самообслуживания более рентабельно и более интересно: мы можем занимать локации, где не так много продаж, где кофейня to go была бы невыгодной.

Мы продаем наши напитки в офисных зданиях, бизнес-центрах, поликлиниках, спортклубах. Наши клиенты — розничные покупатели, люди, которые там работают, посетители, гости. В результате мы себя прекрасно чувствуем в таких локациях.

Провал помог найти источник дохода

В 2019 году мы купили оборудование для развития своей сети. Когда началась пандемия, мы остались с огромным кредитом и большим количеством оборудования. Открывать новые кофейни стало гораздо сложнее, был карантин.

Тогда мы как раз приняли участие в акселераторе, и во время обсуждений этой проблемы появилась гипотеза — попробовать продать это зависшее оборудование. И покупатели нашлись, все удачно сложилось. Людям понравился формат кофейной станции — в 2020 году его на рынке не было. Когда мы поняли, что дело пошло, то решили сфокусироваться на продажах оборудования. То есть драму, провал, превратили в главное направление бизнеса. Продолжили строить свою сеть и параллельно развивали франшизу, и вскоре франшизных точек стало больше, чем наших собственных.

🔥 Хотите, как герой материала, заниматься своим делом?
Регистрируйте бизнес через сервис Деловой среды и вперед! Вы откроете бизнес:
– Полностью онлайн: быстро и без очередей в налоговой.
– Без нотариусов и доверенностей: экономия до 6 000 ₽, мы передаем все документы в ФНС и в банк сами, без посредников.
– Без лишних трат: при подаче документов в электронной форме регистрация бизнеса и открытие счета — бесплатно.
– С помощью в выборе ОКВЭД и режиму налогообложения.

Зарегистрируйте свой бизнес>>>

После программы «Лучший сервис на Ямале» поменяли миссию

С сервисом на Ямале действительно все не очень хорошо — зависит, конечно, от ниши и города. Особенно в ресторанной сфере: высокий чек не гарантирует лучший уровень обслуживания. Есть предприниматели, которые стараются, но так как нет примеров, как должно быть, им тяжелее. Нет амбассадоров, которые задавали бы планку.

Мы запустили ребрендинг после того, как в октябре 2021 года я пошел учиться на программу «Лучший сервис на Ямале». Началось переосмысление ценностей и миссии бизнеса. Для начала мы их описали, раньше вообще такого понятия не было, мы об этом не задумывались. Просто делали, как чувствовали, и все. Миссия и ценности для нас в том, чтобы улучшать жизнь людей, сотрудников, партнеров, создавая кофейни.

Я изменил подход к найму персонала, поменялась команда. Если раньше подбор сотрудников был только по навыкам, опыту и зарплатным ожиданиям, сейчас мы смотрим больше на soft skills и ценности — нам важны позитивное мышление, свобода и ответственность, понимание баланса между ними.

Почему отказались от выгодного продукта в пользу более здорового

Отношение к самим продуктам, которые мы продаем в кофейнях, тоже изменилось — мы стали обращать внимание не только на вкус, но и на составы. Например, отказались от напитков, содержащих пальмовое масло. Клиентам нравился прежний вкус, но можно сделать более качественный и здоровый напиток.

Например, у нас был вкусный горячий шоколад, он всем нравился, но в нем было огромное количество добавок и усилителей вкуса. Нам он обходился дешево и хорошо продавался. Когда у компании появилась миссия, мы решили отказаться от него, хотя это было не выгодно. Заменили его более здоровым шоколадом с натуральным составом и нашли поставщиков, которые могут его изготовить. Он такой же вкусный, но обходится нам немного дороже, однако цену для покупателя оставили прежней, пожертвовали немного своей себестоимостью. Но теперь понимаем, что клиент пьет более здоровый напиток.

Научились не терять звонки и наладили обратную связь с клиентами

У нас около 50 кофеен, мы работаем над улучшением сервиса в своей сети и то же самое транслируем партнерам. У партнеров работает больше 100 кофеен — от Калининграда до Дальнего Востока. У них есть единый номер горячей линии, и, например, клиент с Сахалина может позвонить в колл-центр, мы звонок зафиксируем, даже если партнер забыл указать свой собственный номер. Есть QR-коды, по которым можно перейти к нам на сайт и оставить отзыв.

Раньше в контактах у нас был указан телефон управляющего менеджера, и если он не брал трубку, звонок не фиксировался. И мы теряли звонки и обратную связь от покупателя. В этом году мы наладили всю телефонию, идет круговая переадресация, и клиент почти всегда до кого-то дозванивается. Если это ночной звонок, он запишется, и человеку придет уведомление, что его сообщение сохранено, и с ним свяжутся в ближайшее время.

Иногда покупатели звонят с жалобами: кофемашина не выдала напиток, кофе слишком горячий или кислый. Если по поводу одной машины идет много жалоб, экстренно выезжает аудитор для проверки. После этого нужно машину настраивать или менять. Когда статистики обращений не было, мы могли посчитать, что у человека со вкусом что-то не то. Сейчас если обращений два и более — это уже сигнал. У аудитора есть чек-лист, он выясняет, насколько объективны жалобы. Все можно измерить — сколько делается эспрессо, уровень пены капучино, цвет, температуру. Мы сами разработали этот чек-лист: например, эспрессо должен готовиться 25 секунд. Если готовится 15, надо регулировать помол.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Что еще дало обучение на программе «Лучший сервис на Ямале»

На программе мне удается прокачивать разные навыки — работаем с мышлением, развиваем и твердые навыки предпринимателя. У нас очные модули, собираемся раз в квартал. Обычно это выездные мероприятия и гостевые визиты к предпринимателям. Смотрим, как у них все устроено, перенимаем какие-то фишки, пытаемся мыслить как состоявшиеся предприниматели.

За несколько месяцев мы стали настоящим комьюнити: постоянно встречаемся, как студенты-заочники, которые рады друг друга видеть. На Ямале предприниматели разобщены, города далеко друг от друга. И небольшая концентрация бизнесов. У нас ребята разные и бизнесы есть необычные — например, Надя в маленьком городе Таркасоле развивает школу скорочтения для детей. И она находит клиентов за счет сарафанного радио.

Мы встречаемся, заряжаемся друг от друга, делимся опытом и воодушевленные уезжаем работать. И этого заряда хватает до следующей встречи. Потом уже организуем свои чатики по интересным темам и продолжаем общаться между модулями. И когда находишься в таком бизнес-комьюнити, у тебя результаты неизбежно меняются.

👉Идея. Как вдохновлять сотрудников и добиваться целей в бизнесе

Последнее, что мне очень понравилось на выездных модулях, — это встреча с Сергеем Бунцевичем, основателем липецкой компании Coffee Way. У него тоже кофейный бизнес, мне понравилась его энергетика, как он работает с командой, его видение. Например, он снимает большие площади на долгое время, когда есть риск разориться, но есть и шансы хорошо заработать. И он идет на эти риски, а для бизнесмена это очень важная черта.

У Сергея в офисе висели мотивирующие постеры, например с текстом: «Мы хотим стать кофейней номер 1». И через несколько лет сеть взяла награду «Лучшая франшиза в России». Приходя в офис, все сотрудники это видят, цель всегда перед глазами. Еще у него висит лампочка Эдисона, напоминающая, что 1000 попыток могли не получиться, но не надо останавливаться, и одна из попыток будет удачной.

Я после этого заказал постеры со своими новыми целями и повесил их в офисе. На одном изображена гора, а на вершине написано: «Наша сеть — 100 торговых автоматов». Сейчас цель — в два раза увеличить сеть. Есть другие плакаты с мотивирующими фразами, например: «Мечта превращается в цель, цель в план, план формирует действия, а действия формируют реальность».

Теория малых дел может повлиять на сервис в регионе

Мы были в Москве на одном из модулей в компании I Love Supersport. Ее руководитель Максим сказал, что его миссия в том, чтобы 2% России населения начали бегать. И эти люди дадут всему населению импульс — тоже начать бегать. С сервисом такая же история.

Если 2% предпринимателей начнут уделять сервису первостепенное значение, остальные тоже начнут это делать. И поднимется волна по улучшению сферы услуг в регионе.

Я, кстати, тоже начал бегать в пандемию. Тогда был большой кредит, скопилось много оборудования, и надо было как-то сбрасывать кортизол.

Даже небольшое число предпринимателей общими усилиями могут поднять культуру сервиса в регионе. Появляются амбассадоры, другие начинают за ними тянуться. Мы поставили свою кофейню, рядом встал конкурент. Он добавляет какие-то фишки для покупателей, нам приходится тоже придумывать, как от него не отставать. Мы что-то добавляем, доделываем. Он видит это, и начинает тоже что-то улучшать.

Потенциал рынка на Ямале ограничен, но у предпринимателя есть новая идея

В целом наша сеть кофеен растет, в этом году открылось около 15 точек, в прошлом примерно столько же. Но потенциал этого рынка ограничен. Если на старте мы прирастали по 5-6 автоматов в месяц, сейчас рынок сильно насытился, много игроков появилось, с ними сложно конкурировать.

У нас есть проекты на горизонте, они тоже связаны с торговыми аппаратами. Например, один из них — это чаематы, автоматы для приготовления чая и молочных коктейлей. Из Китая мы заказали оборудование и здесь в России будут его интеграция, хотим наладить производство. Таких чаематов в России почти нет. В любом случае пришло время, когда надо заняться чем-то новым.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии