Как начать бизнес без специальных знаний и умений: история Ирины Вантей
Чек-лист

Как начать бизнес без специальных знаний и умений: история Ирины Вантей


Аудиоверсия этой статьи

Ирина Вантей, владелица маркетингового агентства I-Tematika, спикер Деловой среды, всегда была уверена, что в ней нет предпринимательской жилки, но при этом уже 12 лет она предприниматель. Ирина рассказала Деловой среде, как начинала путь в бизнесе, как преодолела кризисы в экономике и личной жизни


Эксперт по бизнес-планированию и упаковке бизнеса

Содержание

👩🏻‍💻 Героиня интервью: Ирина Вантей, основательница агентства маркетинговых коммуникаций I-Tematika.

— Начала бизнес по разработке бизнес-планов, за первый год работы стала лидером рынка в Смоленской области
— Через 3 года вышла на международный рынок
— В 2020 году (начало пандемии) с помощью бизнес-презентаций помогла клиентам из разных ниш привлечь более 5 млн руб.
— Автор и куратор федеральных образовательных программ для предпринимателей
— Создала образовательную программу, которая аккредитована в Минэке

Откройте свой бизнес

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Как начать бизнес после увольнения с маленьким ребенком на руках

— Как вы стали предпринимателем?

Я никогда не думала, что могу быть предпринимателем. Мама — врач, отец — рабочий на заводе. С детства мне говорили, что нужно хорошо учиться, чтобы найти достойную работу.

Какое-то время я искренне планировала научную карьеру. На 5 курсе педагогического университета поехала в Москву, чтобы проводить свое дипломное исследование в Институте синтетических и полимерных материалов. Это был потрясающий опыт.

Потом преподавала в медицинском вузе, планировала писать кандидатскую. Но после рождения ребенка меня уволили. Предложили вернуться на работу после того, как ребенок подрастет. Я осталась без средств к существованию.

Это был период, когда твой мир полностью переворачивается, и то, что казалось стабильностью — растворяется, ты не понимаешь, на что опереться. Было ощущение полной беспомощности.

Но я искала возможности. Случайная встреча с будущим бизнес-партнером изменила все. Она предложила мне брать заказы на разработку бизнес-планов для получения субсидий и грантов, а доход делить 75/25. Как придумывать и разрабатывать проекты я знала. Я работала в детской общественной организации, где одним из источников финансирования были гранты. Нам удавалось придумывать интересные проекты и выигрывать федеральные гранты. А вот погружаться в новые проекты и общаться с клиентами я не умела.

Помню, как брала документы, говорила клиентам: «Я вам перезвоню», и уходила в свое общежитие изучать непонятные материалы. Но уже через год, благодаря поддержке бизнес-партнера, стала лидером рынка. Конкуренты рекомендовали меня, когда не могли справиться с задачей самостоятельно или не тянули объем.

⭐️ Инсайт от Ирины, как открыть бизнес на деньги клиентов

Мои инвестиции в первый бизнес по разработке бизнес-планов — 1500 рублей, которые я потратила на доску объявлений в газете. Компьютер и оплату интернета я не считаю, сейчас это базовые вещи, которые есть у каждого человека. Потом я приобрела принтер и сканер, но это уже с доходов от деятельности.

Я использую такую схему всегда. Сначала нужно продать свою идею, получить за нее деньги, а только потом вкладываться.

И все это с маленьким ребенком, живя в небольшой комнате в общежитии. Офиса не было, сначала я стеснялась этого, поэтому всем клиентам говорила: «Мы сейчас переезжаем, временно не могу встретить вас в офисе». Однако через 3 года работы эта ерунда ушла из головы. Какая разница, есть у тебя офис или нет, если ты избавляешь клиента от головной боли и консультируешь по всем вопросам, которые ему не понятны?

Это «тараканы» всех начинающих предпринимателей: нужно вложиться в офис, нанять сотрудников и только потом начинать бизнес. Хорошо, что у меня изначально не было денег на офис и мне не пришлось убеждать себя в неэкономичности такого решения.

— Как вы совмещали уход за маленьким ребенком и работу?

Честно? Никак. Сначала я пробовала совмещать: что-то делать, пока он играет. Но это было очень неэффективно. Затем я стала днем встречаться с клиентами, а ночью, когда сын уснет, — работать. Но это тоже было заблуждение. Находкой и спасением стал дневной сон.

Через 3 года у меня уже были клиенты из ближнего зарубежья, много интересных и необычных проектов. Штат сотрудников вырос до 20 человек. Появилось более 250 видов бизнеса, с которыми удалось поработать: от мини-пекарен до проекта по перепланировке пивзавода.

Это обогащающий опыт не только построения своего дела и взаимодействия с клиентами. Самое ценное, что теперь я детально знаю, как устроены бизнес-процессы в каждой из этих компаний, и перекладываю этот опыт на свои новые проекты.

⭐️ Инсайт от Ирины, как партнерам работать эффективнее

Поймите, какие сильные качества есть у вас, а какие — у партнера. Мы с бизнес-партнером видели сильные стороны каждой из нас, поэтому я отдавала ей на исполнение проекты моих клиентов, с которыми она могла справиться лучше меня. Она поступала так же. Мы усиливали и дополняли друг друга, часто перераспределяли нагрузку.

В проектной деятельности так всегда: то у нее наплыв заказов, то у меня. Когда есть надежный партнер — это дает спокойствие и уверенность. Ну и возможность поныть и пожаловаться иной раз, не без этого :)

Бесплатный сервис по старту бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Что помогло победить выгорание

— Вы никогда не уставали от своего бизнеса?

В 2016 году у меня наступило полное выгорание. Устала от напряженной работы 24/7, были сложности в личной жизни, и меня перекинуло в прикладное творчество. Я создала творческую студию ArtFilin — декорации для мероприятий, реквизит для рекламных видеороликов, творческие мастер-классы для детей и взрослых. Творчество было в моей жизни всегда, сколько себя помню.

Ирина проводит мастер-класс.

Прорыв у меня случился в период, когда сын стал посещать творческую студию. Было несколько мастер-классов с родителями, я вспомнила все, что когда-то любила делать. Потом прошла множество бесплатных мастер-классов онлайн, несколько платных курсов. На 3 года творческий проект ArtFilin стал моим спасением.

⭐️ Инсайт от Ирины, как пиарить свой бизнес

Для продвижения я использовала два канала: личные страницы в социальных сетях и нетворкинг. Друзья, коллеги и бывшие коллеги либо сами становились клиентами, либо рекомендовали меня.

Постепенно моя известность как декоратора набирала обороты. Тема творчества оказалась очень резонансной, журналисты видели мои соцсети и сами писали мне, приглашали на телевидение. В СМИ выходили публикации обо мне. Были даже съемки для центрального телевидения.

— А первый бизнес? Вы им перестали заниматься?

Бизнес по разработке бизнес-планов оставался, но на втором плане. Никакой опыт не бывает напрасным. Умение чувствовать потребности заказчика и создавать презентации помогло получить проект на промышленном предприятии. Я знала, что они согласовывают проект с начальством в корпоративном шаблоне, поэтому взяла за основу цвета с их сайта и подготовила коммерческое предложение в формате презентации. Тогда как другие декораторы ограничились текстовым сообщением. В итоге с этим заказчиком я проработала следующие 3 года, пока не закрыла свою студию.

💡Лайфхак: будьте проактивны

У меня была такая история. Промышленному предприятию нужно было предоставить в аренду новогоднюю елку и украсить помещение для детского утренника.

Через год в начале декабря я сама написала письмо заказчику с вопросом, планируют ли они и в этом году проводить мероприятие для детей, и если да, то какие у них пожелания в этом году.

Простые действия дают хорошие результаты. Клиент чувствует заботу, ему не нужно снова искать агентство и заново объяснять свои потребности.

Уход в новую «старую» сферу — бизнес-презентации

— Почему вы все же ушли из творческого бизнеса?

К 2020 году подошла с пониманием, что декорации экономически менее выгодны, чем инфобизнес. Я планировала создавать продукт «Творческие мастер-классы». Активно изучала эту тему, но в какой-то момент осознала, что как бы я не пыталась уйти в творчество, 10 тысяч часов практики у меня наработаны в другой сфере. И именно там мои сильные компетенции. Стала разрабатывать идею по упаковке своих образовательных продуктов.

Я убеждена, что качественный образовательный продукт формируется из реальных потребностей. Общение в кругах предпринимателей помогло понять, что есть запрос на создание продающего коммерческого предложения.

Откройте свой бизнес

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Я использовала свой личный опыт и изучила практически все материалы в открытом доступе. Создала свою авторскую методику. Так я стала обучать предпринимателей разработке бизнес-презентаций и продающих коммерческих предложений.

Видимо, это было какое-то провидение, потому что через несколько месяцев нас всех закрыли на локдаун. Рынок декораций полностью встал. Пандемия показала, что развитие бизнеса по декору в современных реалиях стало невозможно. Никаких мероприятий не было, фотозоны были никому не нужны, коллеги-декораторы остались на какое-то время без работы.

Бизнес-презентации — это презентации, которые работают для достижения бизнес-целей. Это может быть медиакит компании, коммерческое предложение в формате презентации, и даже презентация для выступления на конференции.

Как предпринимателю сформировать потрясающее окружение

— Ирина, где предпринимателю искать поддержку, как найти «своих» людей?

Ищите хорошее качественное обучение, «своих» людей можно найти именно там. Сейчас меня часто спрашивают, как мне удалось пробиться на федеральный уровень.

Честный ответ: «Как-то само собой получилось». Я училась и проявляла себя, коллеги стали обращаться за помощью и советом. Была возможность написать свою программу, я просто пошла и сделала это. Без лишних мыслей: получится — не получится. Порой (хотя нет, достаточно часто), нужно просто делать.

В июне 2020 года я прошла обучение в Деловой среде на спикера. Подруги убеждали, что мне это нужно. А у меня был очень напряженный месяц, и я вообще ничего не хотела. Очень хорошо помню эту встречу, и как я отказывалась от всего. Но все же запрыгнула в последний вагон и не пожалела.

В итоге создала свою образовательную программу, провела более 20 вебинаров для предпринимателей, за год обучила более 500 человек. В 2021 году моя программа «Визуальные коммуникации в бизнесе» стала первой спикерской программой, которую запустили для обучения предпринимателей в регионе.

Не только увеличила свои обороты, но и помогла клиентам привлечь более 5 млн руб., упаковаться более 30 топовым экспертам. Сейчас пишу книгу «Люди 1.2» с Павлом Гительманом, основателем крупного рекламного агентства RTA.

Важно слушать, что говорит тебе мир. Не бойтесь идти в новое, по пути разберетесь. Качественно выполняйте свое дело, с любовью и полной самоотдачей.

Регистраця бизенса олайн

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Как сдвинуться с мертвой точки

— Что помогает справляться со сложностями?

Наверное, моя природная активность. Сколько помню себя, всегда была активисткой, участвовала в конкурсах и олимпиадах, издавала школьную газету. В университете входила в руководящий состав педотряда, мы занимали первые места на областных слетах. После вуза была членом общественной палаты Липецкой области, работала заместителем председателя детской общественной организации.

А еще это «безумие и отвага»:) Когда кажется, что я не справлюсь, просто перестаю пережевывать эту мыслительную жвачку и иду делать хоть что-то. У меня есть убеждение, что каждый может разобраться с чем угодно.

✍🏻 Практика. Как справиться с синдромом самозванца?

С 2020 года я очень много работаю с экспертами из разных ниш. Вижу, что у руководителей бизнесов разного уровня есть сомнения в своих силах, компетенциях. Чаще всего эта неуверенность выражается так: «А имею ли я право так заявлять о себе?». Мы часто бежим от своей природы, перечеркиваем свой прошлый опыт.

Одним из самых действенных приемов — постоянный сбор обратной связи от клиентов. Нужно это ввести в привычку. Спрашивать: «Как вам результат? Что больше всего понравилось?»

Ничто так не поднимает самоценность, как кейсы :) Частое возражение: «А если клиент не написал обратную связь? Я не могу выложить этот кейс». Мой ответ: «Все кейсы у вас в голове». Только вы знаете:

  • с каким запросом пришел клиент, 

  • что на самом деле его беспокоило,

  • какую работу вы провели,

  • какой получили результат.

Это базовая структура любого кейса. Можно просто в потоке голосовых сообщений выгрузить все кейсы, и тогда поймете, в чем ваша истинная сила, что больше всего ценят клиенты. А главное — поверите в себя и обретете энергию действовать с азартом и вдохновением.

🔥 Закрытый клуб — Деловая среда Премиум

Ирина Вантей рассказала, как выстроить работу с удаленными сотрудниками. Оформите доступ и смотрите этот и другие полезные материалы

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО 👉

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам