Как открыть продуктовый магазин: пошаговая инструкция
Статья

Как открыть продуктовый магазин: пошаговая инструкция


Аудиоверсия этой статьи

Чтобы экономить время, многие заказывают продукты через интернет или раз в месяц ездят за ними в гипермаркет. Тем не менее предприниматели продолжают открывать магазины продуктов в формате «возле дома» и получать с них прибыль. Даем краткую инструкцию, как это сделать

Содержание
Продумать концепцию магазина
Оценить расходы на старт бизнеса
Зарегистрировать бизнес
Выбрать систему налогообложения
Подобрать и арендовать помещение
Продумать ассортимент и найти поставщиков
Нанять и обучить персонал
Решить организационные вопросы
Привлечь клиентов
Оптимизировать бизнес


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Instagram Деловой среды
Получайте советы для вашего бизнеса в нашем Instagram. Подписывайтесь, чтобы получить свою порцию пользы
Подписаться на Instagram

Продумать концепцию магазина

Чтобы открыть свой продуктовый магазин, нужно сначала решить юридические и организационные вопросы. Однако это не гарантирует успех: бывает, торговая точка работает, а покупателей мало. Предприниматели часто совершают ошибку на старте — не задумываются о концепции или выбирают ее неправильно.

Продуктовых магазинов «возле дома», которые предлагают покупателям скромный набор привычных товаров, масса. Средний чек в подобных торговых точках невысокий, а конкуренция серьезная.

Решение
Нужно ориентироваться на потребности клиентов и стимулировать их тратить больше. Например, открыть небольшой магазин, где люди могут купить необходимые продукты и воспользоваться дополнительными услугами:
– приобрести готовую еду или взять кофе навынос,
– снять наличные в банкомате,
– забрать заказы из интернет-магазинов в постамате.
Когда концепция готова, можно задуматься о финансовой стороне вопроса.

Оценить расходы на старт бизнеса

Открывая свой продуктовый магазин, нужно понимать, во сколько обойдется реализация этой идеи. До начала торговли предстоит учесть такие вложения:

  1. Регистрация бизнеса и оформление документов. Сюда входит оплата госпошлины, санитарных документов и лицензии на торговлю алкоголем (только для ООО).  

  2. Аренда помещения. При выборе помещения важно учитывать проходимость места. Также сразу интересуйтесь, входят ли коммунальные платежи в стоимость аренды.

  3. Ремонт помещения. Сделать его на старте обязательно. Новый продуктовый магазин должен нравиться покупателям визуально. 

  4. Оборудование. Существуют определенные правила хранения товаров. Чтобы их выполнить, придется закупить холодильники, стеллажи и витрины. Еще понадобятся шкафы, столы и кассовое оборудование.

  5. Зарплата персонала. На старте бизнеса точно понадобится как минимум один продавец. 

  6. Налоги. Размер налогов зависит от выбранной системы налогообложения (см. далее).

  7. Закупка товара. Первая — самая затратная.

  8. Услуги подрядчиков. Например, уборка помещения, вывоз мусора.

  9. Непредвиденные расходы. Полезно заложить на них определенную сумму, чтобы подстраховаться.

По опыту предпринимателей, открыть продуктовую точку с нуля стоит в среднем 1,5 млн рублей. Важно понимать, что обычно этот бизнес окупается за год.

Кредиты от Сбербанка
Получите кредит для бизнеса на любые цели – с возможностью подать заявку онлайн
Подать заявку на кредит онлайн

Зарегистрировать бизнес

Открыть магазин продуктов без регистрации не получится. Придется выбрать организационно-правовую форму — ООО или ИП. В целом у ИП меньше ответственности и ниже штрафы, однако есть и ограничения в деятельности. Регистрация и ликвидация ИП проще, а систем налогообложения доступно больше, чем для ООО.

Пошаговая инструкция по регистрации:

  1. Выбрать организационно-правовую форму.

  2. Выбрать систему налогообложения — доступно три режима: общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная (УСН) и патент (ПСН). Последняя доступна только для ИП.

  3. Подготовить пакет документов. 

  4. Зарегистрировать ИП или ООО: через сервис РБиДОС (удаленно, бесплатно), через ИФНС или портал госуслуг. 

  5. Заплатить госпошлину: для ИП — 800 рублей, для ООО — 4000 рублей (при регистрации через РБиДОС пошлину платить не надо).

Сервис
Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку

Выбрать систему налогообложения

Понять, какой налоговый режим оптимален для вашего продуктового магазина, проще, если ориентироваться на лимиты и сравнивать налоговую нагрузку на каждую из существующих систем. Для продуктового магазина подходят такие системы налогообложения:

  • общая система налогообложения;

  • упрощенная система налогообложения; можно выбрать один из двух вариантов: объект «доходы» или объект «доходы минус расходы»;

  • патентная система налогообложения. 

Выбор подходящей системы зависит от нескольких факторов:

  1. Организационно-правовой формы. Патент может купить только ИП при соблюдении ряда условий, остальные схемы подходят как для ИП, так и для ООО. 

  2. Суммы годового дохода. На ОСНО ограничения отсутствуют. Для УСН и патента есть лимиты. Выручка организации или предпринимателя на УСН не должна превышать 200 млн рублей, максимальный доход ИП на патенте — 60 млн рублей в год.

  3. Количества работников. На ОСН нет ограничений, на УСН предприниматели и ООО имеют право трудоустроить до 130 человек. Если ИП открыл магазин продуктов на патенте, он может нанять до 15 сотрудников.

Подобрать и арендовать помещение

Территориальная близость к потребителю — одно из основных преимуществ торговых точек «у дома». Выбирая помещение для продуктового магазина, учитывайте, на каком расстоянии от него находятся жилые массивы и торговые точки конкурентов. Один из самых важных параметров — трафик пешеходов. Высоким считается показатель в 10 тысяч человек и больше.

🎯 Лайфхак
Замерить трафик можно самостоятельно. Для этого провести возле будущего магазина по два часа утром, днем и вечером. И записать, сколько примерно людей проходит мимо в каждый период, чтобы определить пики, и суммарно за день. Лучше всего считать в погожий будний день. В дождливую и холодную погоду, а также в праздники показатели точно будут ниже.

Для открытия продуктового магазина с нуля требуется помещение с вентиляцией, необходимыми коммуникациями, общей площадью не меньше 50 м² и высотой потолков не меньше 2,75 метра.

Если собираетесь продавать алкоголь и сигареты, ищите помещение, в радиусе до 100 метров от которого нет детских и образовательных учреждений, больниц, спортивных и культурных объектов. Это расстояние отличается в разных российских регионах.

Важно позаботиться о пожарной безопасности. В помещении должна быть сигнализация и система пожаротушения, а среди сотрудников — ответственный за противопожарную безопасность. В торговом зале обязательно разместить схему эвакуации, а для разгрузки товаров предусмотреть отдельный выход.

Продумать ассортимент и найти поставщиков

Формировать ассортимент магазина стоит исходя из того, каких покупателей больше. Узнать это также помогут наблюдения. Вашими потенциальными клиентами могут быть:

  • те, кто покупает готовую еду и напитки, обычно это молодые люди, которые живут или работают неподалеку;

  • те, кто закупает большую часть товаров в супермаркете, а в магазин рядом с домом ходит только за овощами и фруктами, хлебом, молоком;

  • те, кто предпочитает отовариваться в магазинах возле дома, — как правило, это пенсионеры и интенсивно работающие мужчины и женщины средних лет. 

Средний ассортимент торговой точки шаговой доступности — 3000 позиций. Чтобы удовлетворить потребности клиентов, обычно достаточно трех видов продуктов из одной категории, представленных в разных ценовых сегментах.

Где и как искать поставщиков для магазина продуктов:

  1. Ходить на ярмарки и выставки. Такие мероприятия позволяют наладить новые связи, на месте посмотреть и попробовать или пощупать образцы товара, обсудить условия и заключить сделку.

  2. Обратиться к производителю. Если делать заказы напрямую, удастся избежать наценки на перепродажу. Однако у заводов могут быть особые условия по сумме или объему минимального заказа.

  3. Выйти на поставщиков своих конкурентов. Чтобы узнать, с кем сотрудничают владельцы других магазинов, можно купить там товары, а затем изучить информацию о поставщиках на упаковках. После запросить у поставщиков сертификаты качества и безопасности продукции.

Нанять и обучить персонал

В небольшой магазин нанимать менеджера по продажам с высшим образованием не нужно. При этом хорошо, если получится найти опытного продавца, заинтересованного в развитии бизнеса. Сразу после открытия продуктового магазина можно взять эту роль на себя, а позже найти подходящего человека на замену.

Однако нанять специалиста с опытом удается не всегда. Если подбирается персонал без достаточного количества навыков и знаний, придется обучить людей, чтобы «все делали все». Из такого положения тоже можно извлечь выгоду. Сотрудники будут способны заменить друг друга, а если кто-то решит уйти, не придется долго искать замену.

Стоит подумать и о том, кто будет вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность. Помочь в этом могут удаленные сервисы. Второй вариант — обратиться в специализированную компанию или просто нанять бухгалтера на неполный рабочий день (или по договору ГПХ).

Решить организационные вопросы

Чтобы открыть магазин продуктов с нуля, нужно решить еще ряд вопросов, кроме регистрации бизнеса, поиска поставщиков и найма персонала. Сделать это будет легче, если следовать инструкции:

  1. Получить разрешение на работу от МЧС.

  2. Найти подрядчиков, которые обеспечат вывоз мусора, уборку помещений и медицинское обследование персонала, и заключить с ними договоры.

  3. Заключить договоры на дератизацию и дезинсекцию продуктового магазина. Проверить у подрядчиков лицензию на деятельность и сертификаты на средства для борьбы с вредителями.

  4. Получить заключение СЭС. Для этого нужно оформить заявку в Роспотребнадзор, пройти проверку документов и объекта.

  5. Оформить санитарный паспорт на объект.

  6. Заключить трудовые договоры с сотрудниками, оформить для них трудовые и санитарные книжки.

  7. Организовать аттестацию рабочих мест (для этого лучше нанять подрядчика) и получить подтверждающий документ.

  8. Получить лицензию на розничную продажу крепкого алкоголя. Это могут сделать только ООО. Стоимость лицензии — 65 000 рублей в год. Ее выдают при условии, что срок договора на аренду помещения не меньше 12 месяцев.

  9. Оформить разрешение на наружную рекламу, если на вывеске будет контактная информация. Документ выдают органы местного самоуправления. Подать заявление можно как лично, так и через портал госуслуг.

  10. Открыть расчетный счет для перечисления налоговых и других обязательных платежей, оплаты аренды, работы с поставщиками и др.

  11. Купить или арендовать кассовый аппарат, заключить договор с оператором фискальных данных, зарегистрировать кассу.

  12. Сообщить в Роспотребнадзор о начале работы магазина — лично или через портал госуслуг. Ведомство внесет его в реестр и отправит владельцу бизнеса уведомление. Это занимает до 10 дней.

  13. Получить документ, подтверждающий, что магазин внесен в торговый реестр. Подать заявление в местный комитет по промышленной политике, инновациям и технологиям можно онлайн.

  14. Разместить в зале уголок потребителя. 

Привлечь клиентов

В случае с продуктовым магазином поможет наружная реклама, привлекательная вывеска и хорошо оформленные витрины. Полезно рассказать потенциальным покупателям о новой торговой точке до ее открытия. Сделать это проще всего с помощью рекламных листовок.

Их можно раздавать возле будущего магазина, раскладывать по почтовым ящикам в окрестных домах или размещать на информационных стендах неподалеку. А само открытие отпраздновать акциями и скидками.

🎯 Лайфхак
Наверняка рядом с вашим магазином окажутся другие заведения: ателье, парикмахерская или химчистка. Зайдите туда, предложите обменяться листовками. Так их клиенты узнают о вашем магазине, а вы будете рекомендовать услуги «соседей» — например, положите их флайеры рядом с кассой.

Оптимизировать бизнес

Зарегистрировать бизнес, получить разрешения, найти поставщиков и открыть продуктовый магазин — большая работа, но это только начало. Дальше предстоит самое главное — сделать так, чтобы вложения окупились, а бизнес развивался. Для этого полезно:

  1. Наблюдать за покупательским потоком. Зная, как распределяется поток клиентов по дням недели и времени суток, можно выбирать оптимальные периоды проведения рекламных акций.

  2. Повышать средний чек. Предлагать клиентам сопутствующие товары, разработать программу лояльности для постоянных покупателей: начислять им бонусы или делать скидки. 

  3. Следить за покупательской корзиной и корректировать ассортимент. Не стоит тратить полезную площадь на те товары, которые не продаются.

  4. Улучшать качество работы продавцов. Следить за тем, как персонал взаимодействует с покупателями, вовремя разрешать конфликты внутри коллектива и обучать сотрудников новым навыкам по мере необходимости. 

Чтобы небольшой продуктовый магазин работал и приносил прибыль, нужно вложить немало ресурсов: средств, времени, энергии. Не тратить их впустую поможет четкий план. А успех обеспечит готовность наблюдать, как развивается бизнес, и реагировать на значимые изменения.

Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 12 пошаговым инструкциям по открытию разных видов бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Попробовать бесплатно на 14 дней

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам

Яндекс.Метрика