5 ошибок на старте: как предприниматели открыли «Одержимый Петербург» в пандемию и не прогорели
Статья

5 ошибок на старте: как предприниматели открыли «Одержимый Петербург» в пандемию и не прогорели

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

В прошлом году открывать бизнес приходилось в непредсказуемых, постоянно меняющихся условиях. Юлия Добровольская, основатель театра «Одержимый Петербург», честно поделилась неверными решениями в начале пути и дала рекомендации, как избежать подобных ситуаций.


Сооснователь театра «Одержимый Петербург»

Instagram Деловой среды

Деловая среда в Instagram — подписывайтесь, чтобы получать порцию пользы каждый день!

Подписаться на Instagram

Основатели: Юлия и Максим Добровольские.

Бизнес: «Одержимый Петербург» — иммерсивный театр.

Целевая аудитория: школьники, студенты, люди средней возрастной группы.

Форма организации: ИП.

Команда: аутсорс, волонтеры и бесчисленная помощь друзей и знакомых.

Стартовый капитал: 3,5 млн рублей (примерно 80% — кредитные средства, 20% — небольшие накопления).

Прибыль: сейчас проект достигает ежемесячной точки безубыточности, но из-за накопленной за время пандемии задолженности пока сложно выделить чистую прибыль.

Кредиты от Сбербанка

Получите кредит для бизнеса на любые цели – с возможностью подать заявку онлайн

Подать заявку на кредит онлайн

Предыстория

Идея открыть иммерсивный театр возникла в начале 2020 года, когда еще ничто не предвещало такую масштабную пандемию. Этот бизнес для меня не первый, но первый такого масштаба. До этого у меня была небольшая точка с сувенирами для гостей города и занятия для школьников. «Одержимый Петербург» — это наш совместный бизнес с мужем. У него большой опыт работы в индустрии развлечений.

Совместить иммерсивность, которая сейчас в тренде, с историей города и литературой предложил мой супруг. Иммерсивный театр — это полное погружение в происходящее, но в классическом варианте запрещается взаимодействие с актерами. Мы решили, что наш театр будет иным — обязательное общение с актерами в диалогах и действиях.

Кадр из спектакля. Фото Дениса Волкова.

Как готовились к открытию

С января по март 2020 мы вели подготовку: детально продумали идею, разработали сценарный план, художественное решение, проработали бизнес-план и нашли подходящее помещение. К старту пандемии все это уже было запущено на полную мощность и обратный ход мы решили не давать.

Стартовый капитал составлял сумму в районе 3,5 млн рублей, просчитали возврат средств и прочие показатели, типичные для любого начинающего бизнеса. Проект был готов к открытию в середине июля 2020 года, но дату пришлось отложить из-за новых ограничений.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Страхи и опасения

Когда началась пандемия, у нас было вложено уже примерно 40% процентов средств. Был вариант смириться с этими убытками и все отложить или рискнуть.

Мы вспомнили теорию о том, что если бизнес может пережить самый серьезный кризис, то на выходе из этого кризиса он выстрелит.

На это и опирались, но страхов было очень много. С момента открытия началась череда ошибок.

Ошибка №1. Неверный график работы

Мы решили, что работать надо все время. Семь рабочих дней каждую неделю, с 12 до 23 в полупустом Петербурге. Деньги, потраченные на работу аутсорс-команды за этот период, мы компенсировали только недавно.

Как исправили. Ошибку с графиком мы поняли довольно быстро, сократили его до трех рабочих дней, и с того момента отслеживаем загрузку очень чутко, плавно увеличивая график работы с февраля 2021 года.

Рекомендации для сезонного бизнеса

— В разгар сезона постепенно увеличивайте количество рабочих дней, затем также постепенно их сокращайте осенью.
— В сезон сосредоточьтесь на основном продукте, а в несезон внедряйте новинки: детские программы и другие мероприятия, интересные вашей ЦА.

Ошибка №2. Слабая партнерская сеть

Наш театр посвящен литературе и истории Петербурга, поэтому мы сделали ставку на сотрудничество с турфирмами. Здесь тоже вмешалась пандемия: туристический рынок просел, гости города экономили, а турагенты включали в пакеты только «годами проверенные» достопримечательности. Нас мало знали, и потока от турфирм не было.

Как исправили. Конкретно в тот момент, в пустом городе, мы сделали ставку на будущее: активно приглашали на просмотры спектакля частных гидов, представителей туристических фирм, подтягивали аудиторию частных экскурсоводов из социальных сетей.

Эффект получился отложенным, и чувствуем мы его только сейчас. Партнерская сеть туристических компаний у нас довольно обширная, и за этот непростой год отношения стали доверительными, что в сфере туризма крайне важно.

Рекомендация

— Развивайте связи с партнерами до старта бизнеса — пиар, реклама, блогеры и инфлюенсеры. Мы заранее начали вести только социальные сети.
— На грамотный пиар перед открытием нужны немалые средства. Но делать это стоит обязательно, даже своими силами. В данном случае «как-нибудь» лучше, чем никак.

Ошибка №3. Не сразу запустили онлайн-продажу билетов

После некорректного графика работы это, наверное, самая большая ошибка. Нас не было практически нигде. Убытки из-за ограниченного турпотока не дали нам запустить какую-либо рекламную кампанию. Все делалось «руками» — продвижение в соцсетях и раздача листовок, размещение на нескольких информационных ресурсах. У нас было два билетных оператора и «кривой» сайт, где невозможно купить билеты :)

Потенциальный посетитель оставлял на сайте заявку, а я лично каждому отвечала и бронировала билеты. И это в XXI веке, в пик онлайн-активности! Это направление должно было стать номером один по приоритетам.

Как исправили. Мы полностью переделали сайт (на конструкторе). 85-90% онлайн-продаж идут через виджет «Яндекс.Афиши» на сайте. Также мы размещаемся на сайтах «Яндекс.Афиша», «Кассир» и иногда на «Горбилете». Не столь массово — на «Спутнике». Еще мы присутствуем в «Яндекс.Справочнике», Google Maps, «2Гис» и на нескольких ресурсах помельче.

Рекомендация

Игнорирование онлайн — это очень частая ошибка, и допускать ее дорого финансово: вы теряете деньги каждый день. Взаимодействие в интернете должно быть удобным и для клиентов, и для вас.

Ошибка №4. Отсутствие онлайн-контента

Мы не уделили должного внимания контенту, результат — почти нулевая активность в соцсетях, хотя у нас был SMM-менеджер. Мы снимали видео и фото стройки, но так как в основном подписчиками были наши знакомые, работало только сарафанное радио.

Как исправили. Когда мы смогли нанять маркетолога, сразу же сделали много фото и видео. Количество онлайн-бронирований пошло вверх.

Также использовали ручное продвижение публикаций «ВКонтакте» и инстаграме, очень многое нам дала работа с блогерами. Наверное, это был наш главный инструмент. Я вижу, что у нас есть потенциал для TikTok, но пока мы «не умеем его готовить».

Рекомендация

Когда ваши посетители далеко, за экраном компьютера или смартфона, они принимают решение о покупке билета не по описанию. В основном — именно по фото и видео, поэтому не экономьте на этом.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Ошибка №5. Вели отчетность сами

Всю бухгалтерию вели самостоятельно. Законодательство по продажам, кассовое оборудование, эквайринг, налоговая отчетность, документы по работе с контрагентами — это еще не весь список. Знаний у нас хватало, но когда количество партнеров и посетителей начало расти, за всем стало невозможно уследить. К тому же, законодательство у нас меняется довольно часто.

Как исправили. Ошибок мы допустить не успели, но об одном важном отчете, при несдаче которого в срок грозит немалый штраф, узнали буквально в последний день. Сдать успели, и в этот же день наняли бухгалтера на аутсорсе.

Рекомендация

Очень хорошо, если вы разбираетесь в бухгалтерии, но все же задача основателя — стратегия и масштабные задачи. Поэтому если ваш бизнес активно развивается, наймите бухгалтера на аутсорсе. Сейчас на рынке много хороших специалистов.

Совет, который я могу дать всем начинающим: главное в бизнесе сейчас — это гибкость, постоянно аналитика при принятии решений. Иногда страшно менять все кардинально, но если не быть гибкими в наше время, то выжить бизнесу будет сложно.

ТОП-5 материалов по теме

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии