Полина Каплунова, соосновательница компании «Смарткемпер», рассказала Деловой среде, как у нее получилось запустить производство мини-автодомов/кемперов на основе бизнес-модели Остервальдера.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Бизнес-хак
Используйте модель Остервальдера в связке со SWOT-анализом: сначала изучите рынок с помощью SWOT, а затем приступайте к написанию бизнес-модели.
Модель Остервальдера считается одной из самых простых для старта бизнеса. Но если использовать только ее, то в результате может быть много неточностей, что особо критично при организации дорогого производства.
Использование бизнес-модели Остервальдера с предварительным SWOT-анализом дает несколько преимуществ:
Все данные — переменные и гипотезы для таблицы Остервальдера — легко взять из анализа по методу SWOT. Например, у нас потребительские сегменты и каналы сбыта в модели Остервальдера «перекочевали» из Возможностей SWOT. А основные расходы в структуре постоянных издержек модели Остервальдера были сначала заложены в Слабые стороны и Угрозы по SWOT.
Если провести оценку рынка и конкурентов по SWOT, то будет легко заполнять таблицу. Например, качество — это одна из ключевых ценностей (у нас работает условный НИОКР, который постоянно совершенствует технологию продукта). Делая SWOT-анализ, мы очень много времени уделили изучению отрицательных отзывов наших конкурентов. И при разработке нашей бизнес-модели учли весь услышанный негатив, что дает нам конкурентное преимущество сейчас.
Использование SWOT-анализа помогло увидеть, с какими проблемами мы столкнемся в будущем. Например, в SWOT процесс закупок у нас изначально попал и в Слабые стороны (сейчас мы ее уже решили, получив хорошие оптовые условия), и в Угрозы (это до сих пор осталось в связи с задержкой грузовых перевозок и ростом цен на древесину в России). Если бы прописывали модель бизнеса по Остервальдеру без предварительного анализа по SWOT и не учли эти моменты, то потом возникли бы проблемы.
Такая последовательность помогает действовать от общего к частному. Потому что SWOT — это стратегия, а Остервальдер — это тактика. Дальше бизнес-модель по Остервальдеру ложится в основу принципов и системы операционного управления.
Эта статья доступна в рамках подписки «Деловая среда Премиум»
Оформите подписку и вы получите доступ к обновляемой базе лучших материалов для предпринимателей от Деловой среды.