Как собрать стартовый капитал через краудфандинг
Статья

Как собрать стартовый капитал через краудфандинг

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Анастасия Березенец, владелица кафе «Тайяки» в Санкт-Петербурге, рассказала о своем опыте реализации проекта с помощью народного финансирования, основанного на добровольных взносах.

В 2015 году Анастасия Березенец открыла кафе «Тайяки» — первое в Санкт-Петербурге заведение с настоящим японским стритфудом: тайяки (печеньем в виде рыбок с сытными и сладкими начинками) и онигири (треугольничками из риса с добавлением лосося, креветок, водорослей и других ингредиентов).

Через три с половиной месяца стало ясно: площади в 14 кв. м с четырьмя посадочными местами недостаточно. Гости хотели не просто взять блюдо с собой и уйти, а остаться в кафе, чтобы передохнуть. Поэтому девушка начала искать деньги на открытие второй точки.Я


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Японский стритфуд из кафе «Тайяки».

Анастасия планировала арендовать зал от 100 кв. м, сделать в нем ремонт, установить новую технику и организовать 20 посадочных мест. На все это требовалось минимум 2 000 000 рублей. Анастасия продала комнату в квартире в центре Санкт-Петербурга, но денег все равно не хватало. Возможность привлечения серьезного инвестора она не рассматривала — была уверена, что есть иной выход. Так, в 2016 году ей посоветовали запустить сбор денег через краудфандинг на Планете.ру.

Площадка и сроки

В России работают три популярных краудфандинговых площадки: Кикстартер, Бумстартер и Планета.ру. В 2016 году наиболее выгодными были условия Планеты.ру: получить деньги по итогам проекта можно было, собрав не менее 50% от заявленной суммы. В случае если собранные средства составляли от 50 до 99%, комиссия площадки равнялась 15%, от 100% и более — 10%. По словам менеджеров Планеты.ру, оптимальный срок краудфандинговой кампании — три месяца. За это время можно сфокусироваться на задачах, привлечь необходимые ресурсы и протестировать успешность идеи. Сборы продолжительностью до полугода, напротив, свидетельствуют об отсутствии интереса к идее как у авторов, так и у потенциальных «акционеров». Анастасия запустила кампанию по сбору средств на два с половиной месяца: с 13 мая по 1 августа 2016 года.

Собранные средства превысили заявленную сумму.

Подготовка компании

Честно ответить себе на вопрос: зачем я делаю этот проект? У Анастасии ответ на него был всегда: «Создать уголок настоящей Японии в России. Дать людям место, куда можно прийти и почувствовать атмосферу Страны восходящего солнца, поностальгировать о былом путешествии или помечтать о будущем. И конечно же, попробовать аутентичную кухню».

Понять, что отличает компанию от конкурентов. Команда «Тайяки» с первого же дня открытия двигалась к главной цели проекта вместе с гостями, которые в том числе принимали участие в оформлении заведения. В итоге в Санкт-Петербурге появилось не просто очередное японское кафе, а целое сообщество людей, заинтересованных в том, чтобы создать уголок Японии в России.

Гости хотели не просто взять блюдо с собой и уйти, а остаться в кафе, чтобы передохнуть.

Прописать акции. Для этого важно понимать свою целевую аудиторию. Анастасии повезло, она идеальный представитель своей же целевой аудитории: любит Японию, увлекается ее культурой, чтит традиции. Поэтому девушка подбирала акции исходя из того, что сама хотела в них видеть, и активно использовала уже имеющиеся ресурсы. В том числе обратилась за помощью в создании подарков к мастерам японских ремесел, партнерам и единомышленникам, которые с удовольствием поддержали проект.

Описать проект. Главное здесь — честно рассказать о своей цели и объяснить пользу проекта. Если после прочтения материала у представителя вашей целевой аудитории возникли вопросы, важно внести изменения в описание.

Снять видеоролик. И с этим вполне можно справиться своими силами. Анастасия нашла знакомого оператора, выучила подготовленный текст, продумала, какие части кафе будут нужны для съемок, и подготовила их вместе с командой.

Кампания

Проработать людей, которые помогут собрать первые деньги. Анастасия решила обратиться за поддержкой к друзьям, родителям, бывшим коллегам, хорошим знакомым и посетителям кафе. Она раскладывала листовки в заведении, публиковала посты о кампании в своей группе ВКонтакте и отправляла личные сообщения.

Размещать посты в тематических группах ВКонтакте. Поскольку целевая аудитория кафе «Тайяки» — люди, которые увлекаются японской культурой, Анастасия договаривалась о публикациях с такими группами, как «Удивительная Япония», «Япония изнутри», «Япония, давай дружить». Многие размещали информацию бесплатно, другие — за плату в районе 400 рублей.

Участвовать в тематических конкурсах. Анастасия подала заявку на участие в японской телепередаче «Поддержим тех, кто хочет поехать в Японию», и уже через неделю к ней приехала съемочная команда канала ТВ Токио. Сюжет о ее кафе вышел в эфир, а самой героине оплатили поездку в Японию, где познакомили с владельцем старейшего тайяки-кафе. Он обучил Настю своему мастерству и поделился рецептами приготовления традиционных японских блюд.

Результаты

Заявленная сумма для реализации проекта — 500 000 рублей, сумма собранных средств по факту — 651 000 рублей. Комиссия Планеты.ру в итоге составила 10% от суммы (65 000 рублей). На налоги по упрощенной системе налогообложения (при регистрации ИП) ушли еще 6% (39 000 рублей).

За два с половиной месяца 59 человек купили 95 акций. Акции стоимостью до 5 000 рублей принесли в сумме 41 700 рублей, один из акционеров внес 10 000 рублей через опцию «Без награды». Судьбу проекта решили два акционера. Первый — петербуржец, посетитель кафе, который перечислил Анастасии 300 000 рублей на старте кампании и 150 000 рублей — в конце. Когда девушка позвонила ему, чтобы узнать, какой подарок он хочет, то получила ответ: «Ничего не хочу. Часто к вам хожу и хочу, чтобы вы поскорее открылись и продолжали делать настоящие японские блюда». Вторым судьбоносным для кампании акционером стал японец. Он увидел Настю по токийскому телевидению, впечатлился тем, что в России кто-то делает тайяки, и перечислил ей 100 000 рублей.

Ошибки и выводы

Анастасия считает, что собрала деньги благодаря любви к проекту, высокой работоспособности и поддержке близких. Но часто это далеко не все, что нужно. Специально для читателей Деловой Среды она составила список из ключевых ошибок и их решений, который поможет улучшить результат кампании.

Ошибка Решение
Отсутствие планирования. Анастасия уделяла краудфандингу каждую свободную минуту своего времени. Подробное планирование до старта проекта. Анастасия рекомендует расписывать каждую неделю. Держать в уме нужно два главных момента: сумма и четкий план действий, необходимые для успешной реализации кампании.
Ведение кампании в одиночку. Команда Анастасии была очень загружена – не было возможности поручить часть задач по кампании коллегам. Распределение обязанностей. Анастасия советует найти специального человека, ответственного за кампанию, или распределить часть задач между сотрудниками.
Продвижение в небольшом количестве групп ВКонтакте. Девушка размещала посты о сборе средств на открытие второй точки всего в десяти группах. Проведение масштабной пиар-кампании. Анастасия рекомендует публиковать посты в нескольких социальных сетях, у блогеров, в СМИ.

Поделиться

Оценить

4.5 балла

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


АИ
Объясните подробнее, что значат акции при краудфандинге?
ДС
Некоторые виды краудфандинга предусматривают вознаграждение за пожертвование. Кроме безвозмездного краудфандинга, есть еще условно-возвратный, когда человек вкладывается в проект в обмен на готовую продукцию (сделав предзаказ). Или человек в обмен на вложенные в проект деньги получает долю в бизнесе — становится совладельцем предприятия, получает акции.
Подробнее о краудфандинге узнаете в курсе «Российский краудфандинг: как собрать деньги на проект» https://dasreda.ru/learn/courses/rossijskij-kraudfanding-kak-bystro-sobrat-dengi-na-proekt